← ЭДО, ИТ в логистике

Тахографы наступают

Участники рынка навигационно-информационных систем раскритиковали приказ Минтранса, регламентирующий использование тахографов на транспорте. Они утверждают, что данное постановление мешает как развитию самого рынка, так и затрудняет работу перевозчиков, обременяя их дополнительными расходами.
На конференции "Навиторинг" среди прочего обсуждалась новая инициатива Минтранса. По мнению представителей компаний "навигационного" сегмента, она вступает в противоречие с уже работающими постановлениями правительства, что вносит путаницу в работу транспортников и негативно сказывается на всем рынке ГЛОНАСС-систем.
Речь идет о приказе Министерства транспорта №36 от 13 февраля 2013 года "Об утверждении требований к тахографам", согласно которому с 1 апреля текущего года, то есть всего через полтора месяца после опубликования приказа, весь большегрузный транспорт и междугородние автобусы должны быть оснащены тахографами - устройствами, которые следят за режимом работы и отдыха водителей и безопасностью передвижения.
В начале рабочей смены водитель должен вставить в устройство  личную карту с технологией квалифицированной электронной подписи (ЭП), после чего на нее заносятся все данные о передвижениях и стоянках. В случае отстутсвия сертифицированного тахографа у водителей после 1 апреля на компанию-перевозчика налагается штраф размером до 100 тыс руб. Многие перевозчики уже установили тахографы на свои машины, однако, согласно указанному приказу Минтранса, имеют нужные сертификаты пока только тахографы четырех компаний ("Инкотекс", "Штрих-М" и двух других). Кроме того, лицензии должны иметь мастерские, обслуживающие грузовики, и транспортные предприятия. Но на данный момент такую лицензию имеет всего одна компания в Петербурге, сообщают представители транспортников, знакомые с ситуацией.
Все это сделало невозможным для перевозчиков установку оборудования в указанный срок. К тому же требования, предьявляемые к устройствам, сужают рынок до одной-двух компаний, утверждают, в свою очередь, представители навигационного рынка.  Они указывают на противоречивость требований регулятора.
На конференции "Навиторинг" генеральный директор группы компаний "Инкотекс" Сергей Бушин пояснил, что сейчас есть четыре действующих нормативно-правовых акта в этой сфере, отдельные пукткы из которых входят в противоречие друг с другом. "Все эти документы действуют на основе решений правительства, поэтому не понятно, какому из них верить", - отметил он. Бушин сообщил, что "Инкотекс" сейчас занимается получением сертификата для мастерской, обслуживающей транспортные предприятия.
"Мы до конца месяца скорее всего попадем в список компаний, среди которых будут отбираться мастерские. Сейчас имеет лицензию только мастерская "Флагман". После получения лицензии, "Инкотекс" планирует на основе договора о субподряде привлекать другие компании, которые будут проводить реальные работы. Единесвенное, что нужно делать самой сертифицированной мастерской - это ставить транспортный ключ", - рассказал Бушин.
Коммерческий директор группы компаний "СКАУТ" Юрий Висневский считает, что приказ Минтранса №36 окажет негативное на рынок систем мониторинга транспорта, поскольку приказ несовершенен с юридической и технической точки зрения и самое главное - требования к тахографам вступили в силу одновременно с ответственностью за их отсутствие, а транспорт, подлежащий оснащению, насчитывает более 5 млн единиц.
"В результате у перевозчиков возникает негативное отношение к технологиям ГЛОНАСС, которые присутствуют в тахографах", -- отметил Висневский. "К сожалению, не все заказчики понимают, что функционал по мониторингу транспорта, предлагаемый в некоторых моделях тахографов, не соответствует текущему уровню развития рынка систем мониторинга и зачастую может вызвать разочарование и дискредитировать ГЛОНАСС-системы с точки зрения повышения эффективности транспортной логистики", - пояснил он. По мнению Висневского, вступление в силу приказа №36 необходимо отсрочить не менее чем на 2 года и применять его постепенно, начиная с вводимых в обращение транспортных средств.
На форуме "Навиторинг" сами участники рынка выдвигали предложения создать организацию,  мнение которой могло бы учитываться при формировании законодательной базы. На данный момент, а постановления правительства это только подтверждают, участники рынка не имеют возможности влиять на госструктуры, которые работают без оглядки на ситуацию на рынке, что не способствует его развитию в целом, утверждают они.
TelecomDaily