← ЭДО, ИТ в логистике

Николай Асаул и Игорь Титов в эфире "Эха Москвы"

Николай Асаул и Игорь Титов в эфире "Эха Москвы"
tahograph5.jpgА. СОЛОМИН: Здравствуйте, у микрофона Алексей Соломин, на радио "Эхо Москвы" интервью с заместителем министра транспорта Николаем Асаулом. И генеральным директором НИИ автомобильного транспорта - Игорем Титовым. Тема сегодняшнего интервью определенная. Не так давно у нас был министр транспорта Максим Соколов, и очень много вопросов было посвящено тахографу. Вот собственно этим устройствам мы решили посвятить сегодняшний разговор.
А. СОЛОМИН: И первый вопрос для той части нашей аудитории, которая может быть, не знает, о чем речь. Вот что такое тахограф, и для чего собственно они нам понадобились?
Н. АСАУЛ: Тахографы начали применяться в Советском Союзе с 1979 года, когда наша страна присоединилась к международному соглашению (неразборчиво) о соблюдении режимов труда и отдыха, на международных автоперевозках. Затем, последовательно мы шли к тому, чтобы использовать это устройство с аналогичной целью, и на перевозках внутри страны. В частности в 96-м году, ещё постановлением Черномырдина было определено, что тахографам подлежат оснащению крупные автобусы, и большие грузовики свыше 15 тонн, была дана соответствующая отсрочка по началу применения этой нормы. То есть, с 1998 года данные категории подлежали оснащению тахографами, соответствующим международным требованиям. В дальнейшем, в 2010 году был принят технический регламент, который предписал с 23 января 2013 года оснащать уже все виды автобусов, и все виды грузовиков, грузоподъемностью свыше 3,5 тонн тахографами. Соответственно эта норма не появилась 1 апреля текущего года, как иногда высказываются мнение - это последовательные шаги РФ, по внедрению тахографа.
А. СОЛОМИН: То есть, от грубо говоря того, кто у вас сейчас министр транспорта, это не зависело никак.
Н. АСАУЛ: Нет, это давно принятая тенденция к установлению тахографов. Для чего они устанавливаются, тоже совершенно очевидно, мы видим огромное количество аварий, которые происходят по причине элементарного засыпания водителя за рулем. Не секрет, что последние годы у нас наметилась негативная тенденция системных переработок. Не то, что конкретный водитель пересидел несколько часов за рулем. К сожалению,
у нас имеется нехватка водительского состава квалифицированного, и переработка уже на ряде предприятий становится нормой, а не исключением из правил.
И в ряде случаев мы воспринимаем за нежеланием устанавливать тахограф, нежелание все-таки соблюдать режимы труда и отдыха, который призван этот тахограф контролировать. То есть, дело не в устройстве, а собственно в том, зачем он следит.
А. СОЛОМИН: Сразу же появляются у людей проблемы. Очень много вопросов этому посвящено. Во-первых, если все грузовики больше 3,5 тонн и автобусы оснащать тахографами, то у людей закономерный вопрос о том, если их грузовик используется для собственных нужд. Вот в частном владении, да? Или те машины, которые не занимаются коммерческой перевозкой куда-то, а используются на каких-то работах не постоянных. Но тахограф же все фиксирует. Вот как с этими грузовиками быть?
Н. АСАУЛ: Действительно, для не коммерческих перевозок, так называемых собственных и личных нужд, есть исключения. Это исключения содержатся и в техническом регламенте о том, что такие категории не подпадают под обязательность оснащения тахографом. И в настоящее время подготовлен приказ о порядке оснащения тахографом, в котором будет четко прописано, что оснащению подлежат только те грузовики и автобусы, которые осуществляют коммерческие перевозки - это раз. И соответственно будет предоставлена возможность использовать те тахографы, которые выпускались ранее до вступления в силу новых требований, они так же смогут применяться до 1 апреля 15 года. То есть, вот этот двухлетний период переходный и настроечный, он будет соблюден.
И хотел бы так же особо отметить, что принятый приказ 36-й, который породил так много вопросов, он собственно ориентирован не на перевозчиков.
Это приказ для производителей тахографов, для мастерских, которые будут эти тахографы устанавливать. То есть, это для сопутствующего сервиса. Для того чтобы они могли настроить свои производства под эти требования, сертифицировать мастерские, подготовиться к внедрению тахографов нового типа. Для перевозчиков применяется другой приказ о порядке оснащения, который ещё не принят. И соответственно мы направили разъяснительное письмо в МВД России о том, что пока порядок оснащения не будет официально Минтрансом утвержден и зарегистрирован в Министерстве юстиции, норма об обязательном оснащении и соответственно штраф за отсутствие тахографа нового типа, применяться не должна.
А. СОЛОМИН: Ну, то есть, водитель может: Владелец точнее транспортного средства может сотруднику правоохранительных органов ссылаться на вот этот: На это письмо, и с него штраф никакой брать не должны. Если взяли, обращаться в суд, ссылаться опять же, на это письмо.
Н. АСАУЛ: Штраф за отсутствие тахографа нового типа, обязанность по которому возникает с 78 закона, который был принят с 14 июня, взиматься не будет. Но я уже упомянул чуть ранее, что в 10-м году было постановлением правительства утверждено требование в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств, в котором говорится о том, что с 23 января 12-го года автомобили должны быть оснащены устройствами контроля режима труда и отдыха. Правда, штраф за несоблюдение требований технического регламента, он существенно ниже, он 100 рублей всего составляет. И вот этот штраф - он будет применяться потому, что эта норма вступила, порядок оснащения тахографами в соответствии с техрегламентом действует, поэтому та норма применяется, и уже применяется больше года. Просто новый закон, который принят был в 12-м году и вступил 1 апреля, он вводит существенно более ощутимые штрафы. Это уже не 100 рублей, а от 2,5 до 5 тысяч рублей. Соответственно, вот этот штраф и требование иметь устройство нового типа вступит в силу после того, как будет подписан приказ о порядке оснащения данными новыми типами устройств.
А. СОЛОМИН: Игорь Вадимович, новые типы устройств, которые нужно будет приобрести к 15-му году, чем принципиально отличаются от старых, и сразу же вопрос, чем принципиально отличаются от иностранных разработок?
И. ТИТОВ: Новый тип устройств появился после внесения изменений в 78-й ФЗ, которым было дано определение тахографа. Оно в принципе и появилось впервые в российском законодательстве, в этих самых изменениях. И теперь мы уже имеем дело не со средством контроля, за режимом труда и отдыха, как это было по 720-му техническому регламенту, 70-е постановление. А мы имеем дело с неким многофункциональным прибором, который помимо своей непосредственной функции изменения режимов труда и отдыха:
А. СОЛОМИН: Ну, то есть, чтобы понятно было слушателям:
И. ТИТОВ: Оно пишет ещё, и хранит в себе информацию о маршруте движения, и о скорости движения.
А. СОЛОМИН: А раньше это только когда человек, грубо говоря, находится в дороге, и отдыхает, да? Стоит, или едет.
И. ТИТОВ: Да.
А. СОЛОМИН: И чем это отличается: Вот этот новый порядок от иностранных? Почему нельзя использовать иностранный тахограф сейчас?
И. ТИТОВ: Иностранные тахографы не содержат в себе навигационного модуля, и не обладают функцией хранения в памяти маршрута и скорости. Точнее информация о скорости хранится, но в течении суток. То есть, используя показания ЕСТРовского так называемого зарубежного тахографа, невозможно анализировать работу автомобиля, его движение, маршрут, скорость для цели допустим выяснения, каким образом транспортное средство соблюдало ПДД, или установленный маршрут. Потому, что для определенной категории перевозок, например для перевозок опасных грузов, или крупногабаритных грузов, для регулярных пассажирских перевозок, транспортное средство должно двигаться строго по установленному маршруту.
Н. АСАУЛ: По сути дела, это некое подобие упрощенное черного ящика на самолете. Раньше тахограф в международном понимании - это устройство, которое пишет только, сколько вы находитесь за рулем, сколько был включен ключ зажигания, и сколько машина стояла. Устройство, которое появилось в 78-м законе 14 июня, фактически вводит обязанность установки устройства, которое отслеживает все перемещение автомобиля. То есть, в случае ДТП, или если мы пытаемся выяснить, насколько законопослушно соблюдались ПДД, мы можем с помощью карточки эту информацию поднять и проанализировать.
И. ТИТОВ: Должен добавить, что и Европа идет в этом же направлении, и уже приняты добавки соответствующие в соглашение ЕСТР, по которым с 2016 года европейские тахографы будут содержать в себе навигационный модуль. Ну, выполнять те же функции. Они просто идут: Мы идем с некоторым опережением, потому, что у нас есть навигационная система Глонасс, а они над своей Галилео только ещё работают.
А. СОЛОМИН: Означает ли это, что когда иностранные тахографы придут в примерное соответствие с российскими, они так же будут допускаться по правилам, которые действуют в России?
И. ТИТОВ: Нет, такого не произойдет, поскольку разные подходы к обеспечению безопасности персональных данных. У них своя криптография, у нас своя. Поэтому у них свой криптографический модуль, у нас свой, который называется блок СКЗТИ так называемое. Средство защиты криптографической (неразборчиво).
А. СОЛОМИН: То есть получается, что владельцу иностранного грузовика придется: Даже если там установлен уже тахограф изначально, придется все равно покупать российский?
Н. АСАУЛ: В настоящее время производители иностранных тахографов, которые соответствуют международным требованиям, разработали новую модель, вот готовы её продемонстрировать. В общем-то тахограф выглядит как обычная магнитола по размеру, и вставляется: Монтируется в штатное место. В международных тахографах уже предоставляется возможность специального места, такого лючка своеобразного, который можно открыть, вставить туда модуль навигационный информации и модуль криптозащиты, не вмешиваясь в конструкцию самого тахографа ввести пин-код, и таким образом донастроить, или как сейчас говорят обгрейдить данное устройство на соответствие национальным требованиям. Это будет крайне простая, быстрая услуга, которая не займет много времени и денег.
А. СОЛОМИН: Я, почему это спрашиваю, потому, что люди естественно думают, что подобная затея с тахографами, вот эти вот индивидуальные национальные требования к тахографам - это естественно предмет коррупционной какой-то составляющей в этом есть, по мнению многих людей. Были сначала ведь разговоры о том, что только одна фирма производит эти тахографы, это не так, насколько я понимаю.
Н. АСАУЛ: Нет, это не так.
На сайте Росавтотранса, который ведет реестр допущенных тахографов, моделей тахографов и мастерских, на сегодняшний момент 4 компании уже официально зарегистрировались, прошли все процедуры.
И я знаю, что несколько моделей ещё в процессе находятся, подали заявки, они в ближайшее время тоже могут быть допущены. То есть, практически любой желающий производитель, который имеет соответствующие технологии, может получить доступ к возможности производить данное устройство.
А. СОЛОМИН: Ну, и плюс иностранные, если апгрейдиться правильно, то тоже смогут, я так понимаю, здесь присутствовать.
Н. АСАУЛ: Совершенно верно. Более того, вот хотел бы особо обратить внимания, что в порядке оснащения, которое в настоящее время в разработке, он кстати, его проект вывешен на сайте Минтранса. Сказано, что в настоящее время те тахографы, которые установлены по международным стандартам и по техническому регламенту, который был принят в 10-м году, они могут применяться до апреля 15-го года. То есть, вот этот двухлетний период переходный, он обязательно будет использован.
А. СОЛОМИН: Скажите, а по чьей инициативе наш тахограф вот так сильно отличается от действовавших пока, во всяком случае, в других странах? Кто, грубо говоря, инициировал производство, характеристики вот тех тахографов, которые теперь обязаны иметь грузовики? Это от министерства, от правительства, или от других сторон?
Н. АСАУЛ: Ну, давайте по хронологии пойдем. Сама необходимость устройства тахографов нового типа, с дополнительными функциями записи маршрута и скорости движения, появилось в законе, поправки к которому были внесены депутатами Госдумы. То есть,
это не инициатива правительства, это инициатива конкретных депутатов.
Далее в законе было сказано, что требования к этим устройствам нового типа: То есть, сразу было определено, что это не обычные тахографы международные. То есть, нам законодатель предписал создать новый тип устройства, которого в мире нет. Вот я хочу это подчеркнуть, это не правительство решило, это законодатель принял такое политическое решение с тем, чтобы в том числе и анализировать причины ДТП, повышать безопасность на дороге, чтобы страховые компании в случае разбора причин ДТП могли выяснить, что оказывается данная машина нарушила ПДД, скоростной режим, или повернул налево там, где движение только прямо. Таким образом, можно было по прибору легитимному, имеющему юридическую силу признать водителя виновником ДТП, и в таком случаи соответственно это впрямую влияет на страховые выплаты. Напомню, что этот закон, он принимался в увязке с пакетом по страхованию. То есть, отсюда пошла идеология данного закона. Ну и соответственно немаловажно так же и то, что российские производители на сегодняшний момент: Ни один российский производитель не сертифицирован на соответствие международным требованиям ЕСТР. То есть, формально мы как сторона, присоединившаяся к международному соглашению ЕСТР, можем туда своих производителей направить, но пока ни одному производителю не удавалось это сделать. Как правило, в России тахографы намереваются производить конверсионное наше производство, и, в общем-то, это достаточно интересный рынок сбыта для них. Поэтому российский производитель, если бы мы внедрили полностью международные стандарты и сказали, что только международные стандарты - это значит, ни один российский производитель не попал бы на этот рынок. А с учетом того, что международные перевозки у нас составляют не более 10% от всех перевозок, это значит, что мы ради 10% вынуждены были бы полностью внутри страны применить международную технологию, к которой не допущены российские производители.
А. СОЛОМИН: Ну, а сейчас вот с этими 10% что? Вот какая ситуация получается?
Н. АСАУЛ: А для них исключение. И в 36-м приказе сказано, что международные перевозчики работают на тахографах, соответствующих международным требованиям ЕСТР.
А. СОЛОМИН: Понятно. Просто спрашивали люди тоже, видимо оставалось для них это загадкой.
Н. АСАУЛ: Это прямо упомянуто, и отдельный пункт есть.
А. СОЛОМИН: Вот ещё вопрос от Тамбовского автотранспортного комбината, из города Тамбова. Так, во всяком случае, подписались. Как может повысить транспортную безопасность установка тахографа на грузовой автомобиль, если не дисциплинированный водитель например уснет за рулем, превысит разрешенную скорость, или не будет выполнять запрещающие знаки на дорогах. А дисциплинированный водитель и без тахографа будет соблюдать установленный режим труда и отдыха.
Н. АСАУЛ: Вы знаете, это вопрос философский. Водитель становится дисциплинированным, когда осознает, что контроль за ним происходит постоянно, и сотрудник ГАИ, сотрудник Ространснадзора, или просто руководитель его транспортного предприятия в любой момент может достать карточку и проверить, соблюдал ли он правила дорожного движения в течение года. Вот как только такая техническая возможность появится, уверен, что большинство водителей станут более ответственно относиться к соблюдению правил.
А. СОЛОМИН: У нас 3 минуты буквально осталось. Если позволите, ещё два коротких вопроса, если это конечно получится. Первый вопрос цены. Потому, что люди в интернете пишут, сразу вам скажу, там диапазон от 50 до 75 тысяч, один тахограф. Что напрочь сразу убивает, например, сразу индивидуальных предпринимателей. Если это: Ну, если действительно люди покупают по этим ценам устройства.
Н. АСАУЛ: Хотел бы сравнить импортные и российские устройства, как было уже отмечено, в международном тахографе есть свой модуль защиты информации, в российском свой. Поэтому их ценовые параметры одинаковы, сопоставимы. Другое дело, что у нас был определенный период, когда появились на рынке устройства, вообще без защиты информацию по сути дела, они не выполняли функцию учетно-контрольную.
А. СОЛОМИН: И вот людям их к 15-му году надо будет поменять.
Н. АСАУЛ: Вот эти устройства, которые вообще не имеют функции защиты информации, их конечно к 15-му году придется поменять, это действительно так. Потому, что этот прибор не выполняет свои функции. Но 2 года - это достаточный период для того, чтобы это:
И. ТИТОВ: А цены можно узнать на сайтах производителей. То есть, сами производители есть на сайте Автотранс, на сайтах производителя уже выложена цена, она составляет 35-38 тысяч рублей, без установки. Установка будет стоить порядка 12-14 тысяч рублей.
А. СОЛОМИН: Понятно. И ещё вопрос, по поводу Глонасс системы. На тахографах вот тех, которые нужно будет поставить, будет установлен вот этот модуль, я правильно понимаю? Люди спрашивают, а почему нельзя было ограничиться в принципе только GPS, или только Глонасс?
И. ТИТОВ: Потому, что Глонасс не фиксирует режим работы водителя. Глонасс фиксирует перемещение транспортного средства. Как ведет себя водитель, Глонасс определить невозможно.
Н. АСАУЛ: Глонасс не идентифицирует водителя потому, что не содержит карточку водителя, которую вставляется во время движения - это первое, и второе - Глонасс не записывает информацию на борту. Он лишь связывается с диспетчерской, и вы его можете на мониторе увидеть, где он перемещается. Соответственно сотрудник на дороге, инспектор ГАИ или Транснадзора, он остановив машину оборудованную Глонассом, не может определить, есть нарушение или нет, и соответственно предпринять меры воздействия на нарушителя.
А. СОЛОМИН: Понятно. Спасибо большое, у нас в эфире был заместитель министра транспорта Николай Асаул, и генеральный директор НИИ автомобильного транспорта Игорь Титов. Говорили мы о тахографах. Надеюсь, большинство самых во всяком случае острых, насущных вопросов мы осветили, эфир провел Алексей Соломин, всего доброго, удачи.
И. ТИТОВ: Всего доброго.
Фото:
Н. АСАУЛ: Спасибо.
Фото: zao-otk.ru
Эхо Москвы