Здесь начинается граница с Россией
Многие еще помнят недавние времена, когда при въезде в приграничный эстонский город Нарву в очереди стояли сотни. Из-за этого часто возникали нештатные ситуации, когда, например, внезапно открывалась дверь грузовика, а впереди шла встречная машина. Встававшие в многокилометровые очереди водители с тоской мысленно переводили количество находящихся впереди фур в часы и сутки ожидания момента прибытия на пункт пропуска. Власти Нарвы, со своей стороны, рассчитывали незапланированные затраты городского бюджета на ликвидацию терриконов мусора вдоль трассы и ремонт постоянно разбиваемого большегрузным транспортом покрытия местных дорог. Все перечисленное теперь ушло в прошлое.
Общими усилиями хаотичности в организации пересечения границы через пункт пропуска Нарва удалось положить конец. Сегодня тем, кто через него въезжает в Эстонию и направляется в глубь страны, не приходится объезжать вереницы выстроившихся вдоль обочины фур. Фактически в прошлое в их прежнем понимании ушли очереди на границе. Учитывая постоянный рост товарооборота между Европейским союзом с Россией, который сопровождается увеличением объемов международных автоперевозок, они, конечно, периодически возникают. Однако это уже не те многокилометровые очереди, что выстраивались по направлению к границе еще год-два назад.
С указанной проблемой помогли справиться два обстоятельства - введение системы электронного бронирования очереди и создание приграничных парковочных зон для грузового транспорта - Truck Stop. Далее расскажем о том, как одна из них работает в небольшом эстонском городе Силламяэ. Ее торжественное открытие состоялось в сентябре 2011 года. Появление данного объекта, который способен одновременно принимать до 450 большегрузных автопоездов, является результатом успешного сотрудничества Европейской комиссии, Министерства экономики и коммуникаций Эстонии, а также АО "Порт Силламяэ".
Его ввод в эксплуатацию позволил практически сразу ликвидировать очереди грузовиков, ожидающих пересечения границы через пункт пропуска Нарва. Существенно улучшилась и безопасность дорожного движения на местных магистралях. У водителей фур, ожидающих своей очереди, наконец-то появились нормальные бытовые условия, теперь они могут реально соблюдать предписанный правилами режим работы и отдыха.
Реализация проекта также помогла организовать ритмичную работу таможенного пункта, расположенного на границе порта и свободной экономической зоны Силламяэ. Как результат, удалось значительно ускорить процесс пересечения границы. Это притом, что
сегодня через пункт пропуска Нарва - Ивангород (зона ответственности Кингисеппской таможни) за сутки границу пересекают до 100 и более грузовиков.
В 2009 году, когда данный показатель колебался в пределах 50-60 фур, о такой цифре можно было только мечтать.
В административном здании парковки, помимо кабинетов работников таможни, также есть помещения для таможенных декларантов АО "Силстеве" (мультифункциональный терминал порта Силламяэ). Здесь таможенные агенты и другие специалисты производят таможенное оформление грузов, перемещаемых автомобильным, железнодорожным и морским транспортом; оказывают услуги по предварительному информированию таможенных органов Российской Федерации; предоставляют иные информационные услуги, связанные с соблюдением таможенных формальностей Европейского союза и России.
Клиенты также могут воспользоваться залом обслуживания, где для них созданы все необходимое удобства. Местное кафе предлагает разнообразное меню. При необходимости каждый желающий имеет возможность своими силами оформить необходимые документы и с помощью расположенных тут же в зале клиентских компьютеров забронировать очередь на границе.
Функционирование парковочной зоны напрямую связано с действующей в Эстонии с недавних пор системой электронной очереди пересечения границы. В прошлом году "ТН" рассказывали о принципах ее работы. Она охватывает все наземные пункты пропуска на российско-эстонском направлении (Нарва, Койдула, Лухамаа) и реально позволяет сделать процесс пересечения границы транспортом более удобным и без лишнего простоя.
Парковочная зона в Силламяэ обслуживает только грузовики. Она объединена с одноименным портом и находящимся здесь таможенным пунктом. Благодаря этому у водителя есть возможность выбора маршрута движения. Он может пересечь наземную границу или отправиться в Россию паромом ULS Ferry, который ежедневно доставляет грузовики в порт Усть-Луга.
Сегодня уже можно подвести некоторые итоги работы парковки Truck Stop. Так, за 2012 год через нее прошло 25 696 большегрузных автомобилей. Почти треть из них воспользовалась услугой предварительного информирования таможенных органов России через декларантов АО "Силстеве". Морем границу пересекли 634 автопоезда. При этом следует отметить, что регулярно паром начал ходить ближе к концу прошлого года. Сейчас это направление активно развивается. Если в ноябре морскую границу пересек 191 грузовик, то в декабре таких было уже 443. Ежедневно паром в среднем перевозит 25-30 грузовиков.
Можно сказать, что на сегодняшний день комплекс порта (это частное совместное эстонско-российское предприятие) и свободная зона Силламяэ, которые находятся всего в 25 километрах от границы Российской Федерации, активно и успешно развиваются. Оба объекта являются наиболее оснащенными как в плане профессионализма работников, так и в плане технического обеспечения. Силламяэ - это место, где каждый клиент найдет для себя оптимальный вариант решения всех его проблем, неизбежно возникающих при перемещении через границы Европейского и Таможенного союзов товара и транспортного средства.
Фото: Таможенные новости
Таможенные новости