Благими намерениями МКАД выложена
В последнее время на обочинах МКАДа и Третьего транспортного кольца москвичи и гости столицы стали все чаще замечать знаки, которые в народе зовутся просто "кирпичи". По официальной версии столичных властей, их устанавливают для борьбы с водителями-дальнобойщиками, которые пытаются вопреки постановлению московского правительства въехать на МКАД в дневное время. Однако при ближайшем рассмотрении в этом "кирпичном" проекте сразу же обнаруживается огромное количество нарушений и откровенных нелепостей, а единственное логичное объяснение для установки этих дорожных знаков - чья-то банальная жажда наживы. Корреспондент "МК" попытался разгадать "кирпичную" загадку.
С 1 марта 2013 года согласно постановлению правительства Москвы в городе начал действовать запрет на движение по МКАДу с 6 утра до 10 вечера (с мая по октябрь, в "дачный сезон" - до полуночи) автотранспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, но это ограничение касалось лишь тех фур, которые следовали через Москву транзитом. Поначалу сумма штрафа за нарушение этого запрета составляла 300 руб., а с 20 апреля 2013 года она возросла до 500 рублей. С 1 мая 2013 года это ограничение распространилось на все грузовики с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн - по замыслу столичных властей, такой подход должен был разгрузить МКАД и сделать лучше всю транспортную обстановку в городе.
Вполне естественно, что эту законодательную инициативу необходимо было подкрепить соответствующим дорожным знаком, и единственным претендентом на эту роль был знак, фигурирующий в ГОСТ под номером 3.4 - "Движение грузовых автомобилей запрещено", представляющий собой красный круг с изображением грузовика внутри. У него имеется целый ряд достоинств - во-первых, на знаке можно указывать любую разрешенную максимальную массу большегрузов, и всем водителям фур, которые тяжелее этого ограничения, сразу понятно, что въезд для них запрещен. С другой стороны, этот знак не вводит в заблуждение автомобилистов на легковушках.
Для того чтобы у водителей фур не было соблазна нарушать это правило, с 1 июля 2013 года в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - решено ужесточить наказание до 5 тысяч рублей. А чтобы шоферы грузовиков не попали под такое суровое наказание случайно, под знаком 3.4 по закону должны быть размещены таблички, где в том числе указывается, в какое время им "заказан" въезд на МКАД.
Казалось бы, здесь все просто и понятно. Однако чиновники Департамента транспорта решили пойти другим путем, и вместо знака 3.4 недавно начали массовую установку на МКАДе и заодно Третьем транспортном кольце столицы знаков "въезд запрещен", то бишь "кирпичей", сопровождая их табличками с указаниями типа транспортного средства, то есть грузовика, и времени, когда действует данное ограничение.
Чтобы понять, где ошибка столичных транспортников, достаточно заглянуть в стандарты ГОСТ.
Знак 3.1 - "въезд запрещен" - ставится на дорогах с односторонним движением, на выделенных полосах для движения маршрутных транспортных средств, а также при въездах на прилегающие территории.
Естественно, что ни МКАД, ни Третье транспортное кольцо целиком не подпадают ни под одну из этих категорий, и в этом можно заметить уже первый "косяк" чиновников.
Однако на этом "кирпичная" история не заканчивается: знак "въезд запрещен" по закону может либо быть "одиноким", либо сочетаться лишь с двумя табличками. Одна из них указывает на ту полосу, над которой он висит, а другая показывает расстояние до того места, где начинает действовать "кирпич". Ни табличек с другими направлениями, ни табличек, указывающих конкретный вид транспортных средств, ни любых других обозначений использовать вместе с "кирпичом" попросту нельзя. Однако на МКАДе и ТТК "кирпичи" в компании некорректных дополнительных указателей встречаются сплошь и рядом.
А теперь представьте: пенсионер на стареньких "Жигулях" едет в столицу, к примеру, из Воронежа, и въезжает на МКАД, где неожиданно замечает на обочине знак "въезд запрещен". Пожилой человек явно не отличается остротой зрения и едет в каком-нибудь третьем ряду - что ему делать? Он же не будет нарушать ПДД, а подъехать поближе дорога позволит далеко не всегда. И вот старичок сбавляет скорость, мешкает и потенциально создает на дороге аварийную ситуацию, причем его вины в этом нет. Кроме того, по простой логике вещей знак "въезд запрещен" должен ставиться при въезде на дорогу - ведь
что должен делать водитель-дальнобойщик, уже оказавшийся на МКАДе, если прямо перед ним виднеется "кирпич", а съехать до него в сторону никакой возможности нет?
Возможно, ему стоит остановиться, включить аварийку и дождаться вечера, чтобы продолжить движение? Но ведь такие действия со стороны шофера огромной фуры на и без того вечно забитом МКАДе - полный абсурд! Ради чего же, в таком случае, чиновники ставят такие странные обозначения в неположенных местах? Напрашивается объяснение, которое, как обычно, связано с большими деньгами.
Дело в том, что за простое нарушение знака "въезд запрещен" без выезда на встречную полосу водителям обычно приходится платить по 300 рублей (КоАП РФ, глава 12, статья 12.16, часть 1), однако в случае выезда на встречку сумма этого штрафа увеличивается до 5 тысяч рублей (та же статья КоАП, часть 3) и грозит незадачливому автолюбителю лишением прав. Как сообщил "МК" источник в мэрии, сотрудники ДПС уже сегодня активно штрафуют всех водителей фур на МКАДе и "трешке" за каждый проезд под "кирпич" в дневное время не на 500 рублей, как предусмотрено постановлением, а, не дожидаясь 1 июля, сразу на 5 тысяч, как за выезд на встречку. Выгода налицо - 4,5 тысячи рублей. Возмущение дальнобойщиков растет день ото дня, ведь одна такая поездка может оказаться для них по-настоящему разорительной. Кто виноват в такой ситуации и кому выгодно "кормить" дорожных полицейских? За комментариями по "кирпичной" проблеме мы обратились в столичный Департамент транспорта. Работники местного пресс-центра направили меня к Александру Ермакову, директору компании, выступающей в роли консультанта столичного Дептранса; этот чиновник, в частности, вплотную занимался проектом установки знаков "въезд запрещен" на МКАДе и ТТК.
- Мы выбрали для установки в этих местах дорожный знак "кирпич" как единственно возможный вариант, - говорит Ермаков, - ведь знак 3.4 ("движение грузовых автомобилей запрещено"), его единственный "конкурент", действовал только на транзитные грузовики. А с 1 мая 2013 года запрет на въезд на МКАД, как известно, распространяется на все грузовые транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, и только знак "въезд запрещен" мог помочь нам привести дорожные обозначения в соответствие с законом.
- Но "кирпич" не сочетается с теми табличками, которые вы используете...
- Согласно ГОСТу - да. Но мы обратились в ГИБДД России, и нам было выдано специальное разрешение, согласно которому мы можем комбинировать знак "въезд запрещен" с табличками, которые не использовались ранее.
- А как быть с тем, что знак "въезд запрещен" ставится иногда прямо посреди МКАДа?
- Такого быть не должно: у водителя-дальнобойщика, если перед ним "кирпич", всегда должна быть возможность свернуть на дорогу, ведущую в Подмосковье. Если же подобные знаки ставятся прямо посреди МКАДа, то это, естественно, ошибка - скорее всего, допущенная специалистами столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД).
Однако источник в столичной мэрии не согласился со словами чиновника. Во-первых, в ПДД в описании знака 3.4 - "движение грузовых автомобилей запрещено" - нет ни слова про транзитные перевозки, а потому не вполне понятно, по каким именно показателям он проигрывает "кирпичу" в борьбе за право установки на МКАДе. Во-вторых, использование любых новых комбинаций дорожных знаков, не прописанных в ГОСТе, по закону должно проводиться в качестве эксперимента, с обязательным развешиванием на дорогах предупреждающих плакатов для оповещения водителей. На таких транспарантах необходимо указывать, какие именно новые знаки и где внедряются в данный момент, что они означают и когда кончается эксперимент по их введению. А то, что происходит в данный момент, и основанием для чего является весьма сомнительное спецразрешение от ГИБДД России, которое нигде не было опубликовано, наводит на мысли о том, что действия чиновников все же не укладываются в рамки закона.
- Эта ситуация с установкой "кирпичей" чревата возникновением множества ДТП как с участием опытных водителей, которые провели за рулем не один десяток лет, так и с участием молодежи, которая только села за руль, - говорит адвокат Константин Трапаидзе. - Знак "въезд запрещен" очень яркий и заметный на дороге и обычно вызывает у водителей одну и ту же стойкую реакцию: они стремятся поскорее остановиться перед ним. Естественно, на таких скоростных трассах, как МКАД или Третье транспортное кольцо, это может привести к возникновению множества ДТП. Водителям, попавшим в такие аварии, будет очень тяжело доказать в суде, что во всем виноваты неправильно установленные дорожные знаки, - уж слишком нелепо будет звучать подобное обвинение. Хотя чисто технически, согласно стандартам ГОСТ и многочисленным регламентам, ставить "кирпичи" на таких дорогах и тем более комбинировать их с различными табличками действительно нельзя. Что касается штрафов, взимаемых сотрудниками ДПС с водителей фур, - я бы не стремился винить во всем дорожных инспекторов: дальнобойщики заранее знают, что нарушают закон, въезжая днем на МКАД, осведомлены они и о денежном наказании. Просто "кирпичи", в свою очередь, дают возможность дорожным полицейским брать штрафы гораздо крупнее, чем они могли бы брать в обычной ситуации.
Ситуация классическая: власти вроде бы затеяли благое дело, но сами же все испортили. Жажда наживы и простая человеческая глупость, по старой традиции, оказываются сильнее любых здравых законодательных инициатив.
Фото: snvk.ru
Московский Комсомолец