Импорт крюковых погрузчиков в Россию в 2012 году
Крюковым погрузчиком, или крюковым захватом, называют систему, представляющую собой погрузочно-разгрузочный механизм с гидравлическим приводом и крюковым захватным устройством. Суть устройства сводится к быстрой смене специальных кузовов, устанавливаемых на автомобиле для придания шасси универсальности при использовании в различных сферах экономики. Наиболее распространенным обозначением для данного оборудования у нас в стране является "мультилифт".
Названием "мультилифт" крюковые погрузчики обязаны своим изобретателям, которыми еще в 40-х годах прошлого века стали финские братья Микко, Мауно и Маффи Терхо. Они впервые разработали механизм со съемной платформой и механическим тросовым приводом. Название компании "Multilift" как раз и стало именем нарицательным для участников рынка крюковых погрузчиков. Стоит отметить, что практически все конкуренты шведского производителя также используют данное обозначение при описании своей техники.
Как и многие отрасли экономики, кризис 2008-2009 гг. не обошел стороной и рынок крюковых погрузчиков, а в частности его импортную составляющую. В 2009 г. показатели ввоза рассматриваемой техники упали более чем в 3 раза до рекордно низких объемов. Однако уже в 2010 г. они достигли уровня 2008 г., а в 2011-м импорт увеличился уже в 5,5 раз относительно значений 2009 г. В 2012 г. объемы импорта еще немного подросли и составили более 270 крюковых погрузчиков.
Бессменным лидером на российском рынке импортных крюковых погрузчиков по объемам ввоза в натуральном выражении на протяжении всего рассматриваемого периода с 2008 г. является Hyva - международная компания с головным офисом в г. Альфен-ан-ден-Рейн в Нидерландах, основанная в 1979 г. Основная специализация - разработка, производство и продажа надстроек и оборудования для коммерческого транспорта в области сбора и транспортировки различных грузов и отходов. Однако нельзя не отметить, что доля голландского производителя неуклонно сокращается с каждым годом. Если в 2009 г. (несмотря на низкие общие объемы ввоза) доля Hyva составляла порядка 75%, то в 2010 г. данный показатель был равен уже 58%, в 2011-м - 45%. И уже по итогам 2012 г. под маркой Hyva было импортировано 38% всех крюковых погрузчиков. При этом в минувшем году ввоз крюковых захватов Hyva остался практически на уровне 2011 г., сократившись всего на 5%.
Учитывая, что за последние 3 года мы имеем исключительно положительную динамику роста объемов ввоза рассматриваемого оборудования, падение доли Hyva говорит об увеличении конкурентной борьбы на данном рынке.
Родоначальник направления крюковых погрузчиков Multilift - марка финского завода-производителя компании Partek, который выпускает грузоподъемные устройства Hiab Multilift (в настоящее время Multilift принадлежит компании Hiab, в корпорацию Cargotec), расположился на второй позиции по объемам импорта крюковых погрузчиков в 2012 г. Если в 2008 и 2009 гг. наблюдались разовые поставки марки Multilift, то уже с 2010 г. можно отметить ежеквартальную активность. В целом по итогам 2012 г. в Россию было ввезено на 20% крюковых погрузчиков больше, чем годом ранее.
Компания Ecopress Group занимается разработкой, производством, установкой и обслуживанием оборудования для утилизации и переработки отходов. В 2012 г. она заняла третью позицию среди ведущих импортеров крюковых погрузчиков в Россию с показателем, равным объемам ввоза марки в 2011 г.
Одной из старейших в рейтинге является компания Marrel, основанная в 1919 г. как предприятие по производству самосвальных кузовов с тросовой лебедкой. Первый крюковой погрузчик Marrel был представлен в 1970 г. По итогам рассматриваемого периода импорт французской марки сократился на 18% относительно значений 2011 г. Характерной особенностью ввоза "мультилифтов" марки Marrel в 2012 г. являлись равные поставки техники на протяжении всех четырех кварталов.
Замыкает пятерку ведущих марок Palift - серия оборудования, производимого австрийским концерном Palfinger. До 2012 г. можно было наблюдать единичные поставки крюковых погрузчиков данной марки, а по уже его итогам компания заняла долю, равную 7%. При этом все поставки были отмечены во второй половине года.
Стоит отметить новое имя на рынке крюковых погрузчиков - бренд Kromann, который появился на рынке Европы в 2011 г., но уже приобрел международное признание и своих клиентов в России. Официальный представитель Kromann в России - ООО Грузавтомаркет" (г. Москва). Если в 2011 г. импорт данной марки в нашу страну отсутствовал, то уже по итогам 2012 г. было ввезено сразу 10 единиц "мультилифтов" Kromann. И по словам представителей компании, объемы ввоза в 2013 г. позволят войти марке в число лидеров.
Ведущее место среди стран, где были выпущены крюковые погрузчики, впоследствии импортированные в Россию, занимают Нидерланды. На голландских заводах были произведены все "мультилифты" марки Hyva, а также A.M.P. и VDL. Аналогичная ситуация наблюдалась и в отношении Финляндии, Эстонии, Франции и Китая, где было выпущено оборудование марок Multilift, Ecopress, Marrel и Palift соответственно.
Среди получателей крюковых погрузчиков по итогам 2012 г. присутствует всего 13 компаний. ЗАО "Хива Русланд" - дочерняя компания Hyva, основанная в 2003 г. и представляющая интересы концерна в России, с одноименной маркой уверенно занимает лидирующее место. Все "мультилифты" Hyva, завезенные в Россию в минувшем году, растаможены именно этой компанией. Еще одна дочерняя компания, на этот раз шведской корпорации Cargotec - ООО "Карготек Рус" - вторая. При этом объемы ввоза рассматриваемого оборудования в 2012 г. составляют половину от суммарных показателей предыдущих четырех лет (2008-2011 гг.).
Также отметим компании ООО "Инсервис", ООО "Палфингер Кран Рус" и ООО "Эвен", которые по итогам минувшего года растаможили все крюковые погрузчики марок Ecopress, Palift и A.M.P. соответственно.
По словам Александра Мусатова, регионального директора Hiab по России и СНГ,
"в России крюковые погрузчики из года в год увеличивают объем продаж. При этом лидерами спроса становятся крюковые погрузчики грузоподъемностью от 18 до 22 т,
которые устанавливаются на трехосные шасси и используются, как правило, в сфере коммунального хозяйства для вывоза отходов. Кроме надежности крюковой погрузчик должен иметь внушительный запас по грузоподъемности, потому что, как признаются пользователи крюковых погрузчиков, техника зачастую эксплуатируется с перегрузом".
Объемы импорта крюковых погрузчиков в сравнении с количественными показателями зарегистрированных в России грузовых автомоблилей, на которые они могли бы быть установлены, ничтожно малы. С этой точки зрения для производителей подобного оборудования открываются огромные просторы для конкретных действий. Другая сторона вопроса - убедить отечественного потребиля в полезности "мультилифтов", в их экономической и практической пользе (преимущества и недостатки использования "мультилифтов" подробно описаны в статье "Мультилифт" vs Самосвал", "ОС" № 4, 2013 г.). Анализируя сайты производителей, стоит отметить, что работа в этом направлении ведется, и немалая. Тем не менее достаточно сложно определить, в какую сторону наклонятся весы, но нельзя не отметить, что свою долю на рынке крюковые погрузчики уже заняли и, несомненно, нашли своего потребителя. Теперь во главу угла встает маркетинг, который и определит дальнейший ход развития событий на рынке "мультилифтов".
Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по Республике Беларусь и Республике Казахстан со II полугодия 2010 г.
Фото: hyva.ru
Основные средства