← Автосервис, запчасти, шины

Еврокомиссия раскрыла масштабную аферу ведущих производителей жгутов

На минувшей неделе Европейская комиссия провела расследование, в результате которого удалось вскрыть масштабную аферу ведущих производителей жгутов. Сумма штрафа одной японской компании Yazaki придется составит 125 миллионов евро!
Главный европейский регулятор огласил итоги расследования по подозрению в организации картельного сговора и продаже комплектующих с 2000 по 2009 годы. Результаты громкие, учитывая суммы штрафных санкций, считает главный редактор журнала "Тест-драйв" Максим Ракитин:
"Компании ограничивали конкуренцию в сегменте, который достаточно важен для автомобильных компаний, так как эти жгуты предназначены для монтажа электронных систем. Любой автомобиль, даже самый простой, сейчас построен на электронике".
Схема работы производителей жгутов была простой: компании тайно согласовывали цены и распределение поставок автокомпаниям. Естественно, некоторые тендеры в результате проводились с сильно завышенными ценами, а некоторые и вовсе были сфальсифицированы.
Об ущербе, нанесенном автомобильным компаниям и конечным потребителям, ничего не говорится, но эксперты полагают, что в результате нелегальный доход производителей компонентов составил суммы с многими нулями.
Однако возникает вопрос: если в порочную сделку были вовлечены лидеры рынка (производство жгутов поделено между несколькими компаниями, 90 процентов рынка контролируют 4 фирмы), то каким образом о нелегальных операциях стало известно правоохранителям?
Ответ прост и прозаичен: один из участников сговора, второй по величине в мире поставщик жгутов Sumitomo Electric, сдал своих товарищей, за что получил от регуляторов благодарность и не был оштрафован. Это еще одно доказательство того, что картельные сговоры вредны, причем и для тех, кто в них состоит, резюмирует Михаил Крылов, директор аналитического департамента компании United Traders:
"С учетом того, что все картельные сговоры удастся пресечь, стоимость автомобилей для конечных потребителей снизится на 20-30 процентов".
Подобные заявления более чем оправданны, иначе вряд ли регуляторы по всему миру с таким остервенением начали бы "крестовый поход" против нечестных производителей автокомпонентов. А эта война не просто объявлена - на поле боя уже есть первые "жертвы".
По результатам расследования, проведенного в США, 9 компаний и 14 руководителей были признаны виновными в ценовом сговоре. В итоге было выписано штрафов на совокупную сумму в 809 миллионов долларов, а 12 человек из руководства фирм даже получили тюремные сроки, от года до двух, и, по мнению Максима Ракитина, еще легко отделались:
"Основная задача регулятора - всегда нападать, он никогда не защищается. Санкции работают, и процедура, которая была проведена, расследование и преследование заговорщиков, в любом случае позитивно повлияет на рынок, так как, может быть, появятся новые компании, которые производят эти компоненты".
А может, впрочем, и не отделаются. В Еврокомиссии заявили, что дело "жгутовщиков" - первое, но отнюдь не последнее из целой череды подобных разбирательств. На очереди - производители систем охлаждения, подшипников и даже ремней безопасности. Того и гляди, действительно, подешевеют автомобили.
Голос России