Таможня нагружает перевозчиков новыми тратами
Новшество касается перевозок с использованием книжек МДП (название происходит от названия конвенции МДП - международных дорожных перевозок). Схема таких перевозок работает с 1975 года, то есть со времен СССР. Упрощенно выглядит так: допустим, автомобиль следует из Голландии в Россию. В пути он пересекает территории, к примеру, трех стран. Как таможне в каждой из этих стран быть уверенной в том, что груз не пропадет в дороге, доедет до получателя и тот оплатит все необходимые пошлины? Для этого и действует международная система гарантии, подтверждением которой является книжка МДП. Её выдаёт Ассоциация автомобильных перевозчиков - участник международной гарантийной цепи. Отдельную книжку на каждую перевозку. В случае если груз потеряется в пути, ассоциация из своего фонда выплатит таможне компенсацию недополученных таможенных пошлин в пределах гарантийной ответственности. Машина с такой книжкой следует из пункта А в пункт Б без таможенных досмотров (за исключением особой необходимости), по упрощенной схеме. Такие грузовики достаточно часто можно встретить на трассах, их легко опознать по надписи "TIR".
Откуда ассоциация автоперевозчиков берет средства на компенсации для таможни? "Каждая автомобильная компания, когда присоединяется к этой системе, вносит 8 тысяч евро в специальный фонд (эти деньги возвращаются компании, если она перестает пользоваться книжками МДП). В дополнение к этому за книжку (а книжка оформляется на каждую перевозку) компания платит 10 - 11 долларов дополнительного страхования", - объясняет Константин Шаршаков, заместитель руководителя филиала АСМАП по Северо-Западу России. Если грузовик не доедет до таможни назначения, то грузовладелец не сможет оформить перевозимый товар и оплатить таможенные пошлины. В этой ситуации таможня обращается в союз автомобилеперевозчиков (в России это АСМАП) за компенсацией. Максимальный размер компенсации - 60 тысяч долларов. Если груз дороже, то таможня просто не разрешает выдавать книжку МДП на перевозку.
Такая система работала в странах, подписавших конвенцию МДП, с 1975 года. 14 августа 2013 года она может де-факто прекратить существование в России: в июле 2013 года в региональные таможенные управления поступило письмо за подписью начальника ФТС, в котором указывалось, что АСМАП задолжала таможенникам "41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности" (на сайте ФТС уточняются абсолютные цифры - АСМАП недоплатила 20 млрд рублей).
В АСМАП категорически отрицают тот факт, что ассоциация задолжала таможенникам 20 млрд рублей.
В ассоциации приводят такие расчеты: максимальная сумма компенсации, которую может выплатить ассоциация таможенникам за одну недоставку, - 60 тысяч долларов, то есть около 2,4 млн рублей. Если разделить сумму ущерба, который приводит ФТС, на выплату по одному "страховому случаю", то получится более 8 тысяч страховых случаев за последние три года (срок исковой давности по предъявлению претензии таможней).
Если цифры, приводимые ФТС, верны, то в России за последние три года пропали более 8 тысяч автомобилей с международным грузом.
"Действительно, исковая давность по выплатам АСМАП в адрес ФТС составляет 3 года, - комментирует Андрей Тындик, адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов. - Что касается письма ФТС, то с юридической точки зрения оно не обосновано. Норма международного права - в данном случае конвенция МДП - имеет приоритет над нормой внутреннего права. Таким образом, изменение порядка, прописанного в международной конвенции, неправомерно. В случае обжалования решения ФТС через суд у АСМАП есть шансы на положительное решение вопроса".
С 2010-го по 2013 год, по официальной информации АСМАП, в эту ассоциацию было предъявлено 105 требований, из них 87 оплачены, 10 отклонены после разбирательства в суде, остальные находятся в работе. При том, что с 2010-го по 2013 год было выдано около 5 млн книжек МДП.
С 14 августа 2013 года ФТС предлагает осуществлять перевозки с использованием книжек МДП, как указывается в письме, "с применением мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза". То есть предлагается либо обеспечивать таможенное сопровождение грузов, либо растаможить его у границы, либо воспользоваться услугами компаний, которые страхуют перевозчиков. ФТС опубликовала на официальном сайте подробное разъяснение для участников рынка ( ссылка).
Как вариант грузоперевозчикам, таким образом, предлагают оплачивать дополнительно "страховку" на каждую перевозку (использование сопровождения таможенников, по словам участников рынка, достаточно сложно осуществить в связи с нехваткой кадров в таможне).
В таможнях Северо-Западного региона прямо называют компании, услугами которых предлагается воспользоваться.
"Перевозчик вправе сам выбирать, каким образом гарантировать уплату таможенных платежей: через банковскую гарантию или уполномоченную коммерческую организацию. Однако желательно сделать это заранее, до приезда на границу. Если же груз прибывает в пункт пропуска без соответствующих документов, то перевозчик может их оформить в офисе страховой компании "Арсеналъ", - говорится, к примеру, в пресс-релизе, размещенном на сайте СЗТУ ( ссылка).
Также, по информации участников рынка, есть вероятность, что поручителем сможет выступить компания, принадлежащая ФТС, - ФГУП РОСТЭК через ее дочерние подразделения. Во что обойдутся ее услуги? Участники рынка говорят о том, что неофициально озвучены следующие ставки: при сумме таможенных платежей до 500 тыс. руб. и расстоянии от границы до 1000 км (Хельсинки - Москва и Рига - Москва) озвучивается стоимость 8600 рублей за машину (со всеми дополнительными услугами). "Если ставка, указанная выше, состоится, то это будет "очень больно", как говорят в Одессе, особенно для импортеров. Потому, как в любом случае, первозчик перевыставит эти расходы грузовладельцу, в итоге за эти расходы, точнее за разницу, что сыграет на повышение, заплатят граждане, то есть конечные потребители", - говорит Руслан Кисс, руководитель ЗАО "Русский Логистический Провайдер".
29 июля АСМАП направил обращение председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой отменить решение ФТС РФ. "Мы крайне возмущены выдвинутыми ФТС России обвинениями в адрес российских перевозчиков об увеличении количества нарушений по книжкам МДП в последние годы, поскольку это абсолютно не соответствует действительности", - говорится в обращении.
Впрочем, участники рынка не рассчитывают на то, что между АСМАП и таможней состоится конструктивный диалог: "Я не верю в итальянские и прочие забастовки, до сих пор они при различных проблемах, недельные пробки, переносы постов и т.п., не привели даже к совместному обозначению проблем, почему сейчас что-то должно поменяться. Тем более рынок автоперевозок не так-то и прост, местами перенасыщен, местами низкодоходный, да и очень уж разношёрстен. Так как лицензирования грузоперевозок как такового нет, и если даже автоперевозчики решатся побастовать, что точно не входит в планы грузовладельцев, места бастующих перевозчиков быстро и с радостью займут частники, да и белорусской АСМАП ничего не мешает работать", - говорит Руслан Кисс.
По словам Константина Шаршакова, не исключена возможность того, что часть автоперевозчиков сменят маршруты для того, чтобы въезжать на территорию Таможенного союза через Белоруссию. Товары будут ввозиться через порты Прибалтики и далее транспортироваться грузовиками через белорусскую границу и далее в Россию. Хотя, как говорит господин Кисс, это породит свои проблемы: "Белоруссия, то есть въезд на территорию ТС через белорусскую границу, не решение, и если даже десятая часть перевозчиков, сегодня работающих на маршрутах Хельсинки - Москва, Рига - Москва, Клайпеда - Москва, Киев - Москва и т.п., ринется въезжать на территорию Таможенного союза через белорусские МАПП, то на второй день эти пункты пропуска встанут, а очереди перед ними будут недельными. Вот и посчитают перевозчики, что дороже - платить высокую ставку, пусть и РОСТЭКу, или неделю стоять в очереди. А зима не за горами".
Фото: АвтоТрансИнфо
Fontanka.fi