Правительство рекомендует снизить экспортные поставки бензина
На нем чиновники пообещали усилить мониторинг за ситуацией на бензиновом рынке, а также попросили нефтяные компании снизить свою активность на экспортном направлении. Заседание было посвящено анализу причин стремительного роста оптовых цен на бензин в последний месяц. Вели заседание заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов и замглавы ФАС России Анатолий Голомолзин.
По информации одного из участников совещания, нефтяникам пришлось подробно объяснять и оправдываться, почему они экспортировали товарный бензин вместо того, чтобы реализовывать на внутреннем рынке в ситуации, когда наблюдается сокращение производства топлива на НПЗ и сезонный рост спроса. "Звучали даже рекомендации со стороны чиновников прекратить экспорт бензина", - сообщил собеседник "Известий". Однако другой участник этого совещания сообщил, что прямых поручений такого рода не последовало, но чиновники негативно отнеслись к перспективе экспорта бензина при текущей конъюнктуре рынка и дали понять, что внимание регуляторов нефтяникам обеспечено. По его словам, ФАС запросило информацию у нефтяных компаний о причинах роста экспорта топлива и роста оптовых цен, а также о планах по рознице, которую они должны прислать в ведомство до 12 августа.
Собеседник "Известий" пояснил, что
власти опасаются увеличения бензиновых цен в рознице.
Он сообщил, что, покидая зал, замминистра энергетики Кирилл Молодцов пообещал разобраться, кто первым начал поднимать оптовые цены, и просил информировать его в любое время дня и ночи, если последует резкий скачок цен на бензин в розницу.
Представитель Минэнерго подтвердил, что такое совещание состоялось, но подробностей не сообщил. В пресс-службе "Роснефти" не ответили на запрос "Известий". В "Газпром нефти" сообщили, что компания не осуществляет экспорт бензинов и не снижает объем производства на собственных НПЗ. Представитель "Лукойла" сообщил, что на совещании в Минэнерго обсуждались проблемы ценообразования на рынке нефтепродуктов, но протокол в компанию пока не поступал, и потому они не могут комментировать поручения правительства по этому вопросу. В компании также сообщили, что товарный бензин в компании почти не экспортируют, только нефтехимическое сырье.
Пристальное внимание ФАС и Минэнерго к ситуации с бензином не случайно. В начале прошлой недели вице-премьер по ТЭКу Аркадий Дворкович получил от президента Российского топливного союза Евгения Аркуши письмо с изложением ситуации на топливном рынке и с просьбой принять меры по ее нормализации (копия есть у "Известий"). Представитель вице-премьера Алия Самигуллина подтвердила получение письма и сообщила, что оно было переадресовано в антимонопольную службу и в Минэнерго.
В числе одной из причин роста оптовых цен на нефтепродукты на биржевом и внебиржевом рынках за последний месяц на 20-30% автором письма названо увеличение экспорта товарного бензина во втором квартале 2013 года на фоне роста ажиотажного спроса на этот вид топлива на внутреннем рынке. По данным Минэнерго,
в марте-июне 2013 года было экспортировано 1,61 млн. т товарного бензина, что на 0,58 млн т или на 56,3% больше, чем в тот же период прошлого года.
При этом с 1 по 23 июля текущего года вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) экспортировали 160,9 тыс т бензина. В числе мер для нормализации ситуации с ценами и насыщением внутреннего рынка Евгений Аркуша предложил ввести конвенционный запрет экспорта товарного бензина с марта по октябрь, организовать поставки нефтепродуктов из Белоруссии в размере не менее 150 тысяч тонн в месяц, а также значительно повысить экспортную пошлину по нетоварный бензин и нафту - сырье для нефтехимии.
В поле зрения правительства попадут не только экспортеры, но и НПЗ, которые поднимают оптовые цены. Так 2-го августа Московский НПЗ, принадлежащий "Газпром нефти", поднял оптовые цены на бензин Aи-95 на 20,3% - с 31 тыс. рублей до 37,3 тыс. рублей за тонну. Ранее о подорожании топлива объявил ряд региональных нефтеперерабатывающих заводов.
Такие действия НПЗ могут привести к росту цен на бензин в рознице на 0,5-1,5 рубля за литр.
Сбытовая "дочка" ЛУКОЙЛа недавно уже подняла цены на своих заправках (в пятницу в среднем по Москве они составляли 33 рубля). В среднем с 31 июля по 2 августа цена на розничных заправках ВИНКов выросла на 40-70 копеек. На заправках "Роснефти" в Москве, бензин АИ-9 стоил 32,1 рубля (рост на 20 копеек по сравнению с 31 июля), Газпром Нефти - 32,75 (рост на 70 копеек по сравнению с 31 июля), ТНК-BP - 32,3 рубля (рост на 20 копеек). Такие данные приводит сайт www.benzin-price.ru.
Источник в одной из крупных нефтяных компаний считает, что цены на топливо растут по объективным причинам, одна из которых - рост акциза на бензин с 1 июля. По его словам,
доля налогов в цене топлива выросла до 65%, и это ложится на плечи потребителей.
Кроме того, цена бензина растет на нефтепродуктовой бирже из-за сезонного роста спроса, а рынок следует за биржевой конъюнктурой. Он ожидает и роста ценв рознице, но плавного и адекватного размерам инфляции. По его мнению, совсем не экспортировать бензин компании не смогут: ведь у каждой есть обязывающие контракты, но если правительство директивно скажет этого не делать, то придется подчиниться.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша говорит, что при взлете оптовых цен на бензин на 20-30% маржа независимых владельцев АЗС снизилась до критического уровня. "Мы работаем пока не в убыток, но маржинальная доходность розничного бизнеса при сегодняшних оптовых ценах составляет 10-12 %, что сопоставимо с эксплуатационными расходами и налоговой составляющей. При том, что норма на нижней планке для этого рода бизнеса - 15%.
Впрочем, резкого взлета в рознице эксперт не ожидает, надеясь на действия государственных регуляторов в части сдерживания оптовых цен на нефтепродукты. Заместитель начальника отдела анализа и маркетинговых исследований ИАЦ "Кортес" Александр Шкурин полагает, что розничная цена на автобензин в августе вырастет на 3-5% по отношению к июльской (на 0,9-1,5 рубля за литр). По его мнению, по итогам года цена на бензин будет на 8-10% выше, чем в начале года.
Полный запрет экспорта бензина, по мнению директора по развитию бизнеса независимого агентства "Аналитика товарных рынков" Михаила Турукалова, не окажет значительного влияния на конъюнктуру внутреннего рынка, так как обеспечит дополнительные поставки бензина на рынок России в объеме от 100 до 200 тысяч тонн в месяц. С учетом пикового потребления автобензина и запланированных на сентябрь и октябрь масштабных ремонтов на российских НПЗ, а также на Мозырском НПЗ (начнется в середине сентября и продлится месяц), 100-200 тысяч тонн в месяц высокооктанового бензина, которые могут быть сняты с экспорта и направлены на внутренний рынок окажутся незамеченными.
Фото: www.ekonbez.ru
Известия