Ремонт деталей фрикционных механизмов в строительных машинах
Наиболее частыми дефектами ведомых дисков муфт сцепления, тормозных колодок и лент являются их замасливание и износ фрикционных накладок. Замасленные диски тщательно промывают в керосине и зачищают металлическими щетками. При износе накладок дисков, тормозных колодок или лент до предельной толщины, растрескивании или выкрошивании их заменяют новыми.
При замене накладок у старых заклепок высверливают головки и выбивают их специальным бородком. Приклеенные накладки предварительно нагревают до температуры 300:350 °С в течение 6 ч, а затем удаляют ударами молотка. Пользуясь отверстиями стального диска, колодки или тормозной ленты как кондуктором, сверлят отверстия в накладках, затем зенкуют на глубину 2: 3 мм. Накладки приклепывают пустотелыми заклепками, ставя их в дисках головками поочередно с разных сторон. Допускается использование алюминиевых заклепок, а также заклепок из медных и латунных трубок. Накладки приклепывают на специальных пневматических стендах, прессах или на плите, используя специальные бородки. Неплотность прилегания накладок к дискам допускается не более 0,3 мм.
Вместо приклепывания накладки можно приклеивать клеем ВС-10Т, обеспечивающим необходимую прочность соединения при повышенных (до 300°С) температурах. Наклеивание позволяет использовать 90 % материала фрикционных накладок, что равноценно увеличению срока их службы на 40 %.
Основными дефектами ведущих и нажимных дисков являются неравномерный износ поверхностей трения, появление на них рисок, задиров, круговых борозд. Эти дефекты устраняют шлифованием на плоскошлифовальных станках со столом, оборудованным магнитной плитой.
После шлифования диски должны быть размагничены, так как намагниченные диски, собирая металлическую пыль, быстро изнашиваются.
Коробление дисков устраняют рихтовкой с последующей проточкой на токарном станке и шлифованием. Диски, имеющие трещины и обломы, выбраковывают.
При неправильной эксплуатации муфт сцепления (длительная работа с пробуксовкой) происходит сильный нагрев деталей, в том числе и пружин, и могут произойти их отпуск и потеря упругости. Поэтому
при ремонте муфт сцепления следует проверять упругость пружин и при необходимости ее восстанавливать.
Восстанавливают пружины способом термической фиксации или накаткой роликом. Этот способ заключается в том, что электрический ток пропускают через растянутую в приспособлении пружину. Ее нагревают до температуры 400:450 °С, освобождают из зажимов и охлаждают на воздухе. Накаткой пружину восстанавливают с помощью приспособления, закрепленного в резцедержателе токарного станка. Пружину надевают на валик, установленный в центре станка, и одним концом закрепляют на нем.
У отжимных рычагов изнашиваются отверстия под оси или пальцы и кулачки в местах соприкосновения с отводкой. Изношенные отверстия в рычагах либо развертывают под палец увеличенного размера, либо рассверливают под втулку. Толщина стенки втулки не должна быть менее 2 мм. Изношенные поверхности кулачков наплавляют порошковыми и другими электродами, дающими слой высокой твердости, затем шлифуют по шаблону.
Риски, царапины, эллипсность и другие повреждения рабочих поверхностей барабанов устраняют расточкой. Эти дефекты возникают на поверхностях трения вследствие попадания на них твердых частиц, грязи, а также от трения выступающих заклепочных головок при износе накладок.
Ремонт ленточных тормозов не отличается от ремонта колодочных тормозов, рассмотренных выше. В этих тормозах изношенные фрикционные ленты (феррадо) заменяют новыми. Лента представляет собой ткань из асбестовой нити с включением латунной или медной сетки. Она изготовляется двух типов: типа А, пропитанная битумом, и типа Б, пропитанная маслом. Лента типа А обладает более высокой износоустойчивостью по сравнению с лентой типа Б.
При переклепке стальная лента тормоза должна иметь надлежащий радиус кривизны и не должна выпрямляться, так как это приводит к образованию морщин и складок на ленте феррадо.
Фото: exkavator.ru
Строй-Техника.ру