ГЛОНАСС: "Огульная критика и злорадство - это неправильно"
Можно ли сейчас уже говорить о существовании российского рынка ГЛОНАСС и его оценках?
Рынок ГЛОНАСС включает целый ряд факторов, это понятие сложное и многогранное. На сегодня есть ряд областей, где уже используется ГЛОНАСС. В частности, на транспорте - системы управления автопарками. Также ГЛОНАСС применяется при обеспечении безопасности людей, а также в социальной и медицинской сферах.
Однако мы находимся в начальной фазе формирования рынка. Сейчас даются самые разные оценки.
Я считаю, что
по итогам 2013 г. российский рынок ГЛОНАСС составит 12-15 млрд руб., на будущий год он уже достигнет 20 млрд руб.
Сейчас мы не можем оценить, как в дальнейшем будет развиваться, например, страховая телематика. Пока есть только пилотные проекты. Но
если страховая телематика начнет развиваться быстрее, то только одно это направление изменит весь ландшафт рынка.
С 2015 г. должен начать фундаментально двигать рынок проект ЭРА-ГЛОНАСС. Я уверен, что мы будем расти в геометрической прогрессии. Ведь начиная с 2015 г. все новые модели транспортных средств будет в обязательном порядке оборудованы бортовыми устройствами ГЛОНАСС. Я думаю, что за 5-7 лет около 80% автомобилей будут с этими средствами. Остальных автовладельцев мы будем мотивировать устанавливать устройства качеством и набором сервисов, которые рассчитываем им предложить. Кстати, предусмотрена возможность установки терминалов и на машины старых моделей.
Многих может остановить цена оборудования и стоимость услуг. Сколько это будет стоить?
На сегодня уже есть прогнозы стоимости. Мы построим систему, наполним ее услугами, а дальше будем клиентам предлагать к ним доступ. И здесь будет два варианта оплаты: фиксированная за набор услуг или "услуги по востребованию", которые оплачиваются по мере необходимости.
Мы уже начали работать, у нас появились первые абоненты. По статистике, в России ежемесячная абонентская плата находится в промежутке от 300 до 1500 руб. в зависимости от региона, от функций и объема услуг.
Также стоимость будет зависеть еще от одного фактора - способа приобретения оборудования. Так, вы можете получить бортовое оборудование бесплатно и ежемесячно платить определенную сумму за него, то есть по схеме субсидирования получаете устройство и услуги. Также вы можете сразу купить оборудование, соответственно ежемесячная плата будет меньше - только за услуги.
Какие направления в телематике Вы считаете наиболее перспективными?
Систему высокоточного позиционирования, она может применяться при составлении кадастровых реестров. Сейчас в масштабах страны эта задача не решена. Как только это будет сделано, можно ждать гигантский скачок на рынке недвижимости.
Колоссальное будущее я вижу за страховой телематикой. Точная реконструкция спорных событий и происшествий с помощью оборудования ГЛОНАСС позволит страховым компаниям предложить клиентам больший спектр страховых услуг, чем сейчас.
По сути это будет переход от страхования автотранспортных средств к страхованию людей в транспорте. Рынок - 140 млн жителей России, которые каждый день пользуются транспортными средствами.
Другой пример. В "Почте России" работают около 50 тыс. почтальонов, каждый из них разносит пенсии, денежные переводы. Эти люди нуждаются в защите, но к каждому почтальону полицейского не приставишь. Здесь тоже может помочь система ГЛОНАСС. Почтальоны будут знать, что помощь придет при нажатии всего одной кнопки. И страховые компании охотнее будут страховать риски от возможных потерь.
Уже сейчас реализуется несколько транспортных проектов. Успешные ли они?
Сейчас государство создает систему ЭРА-ГЛОНАСС для предоставления бесплатной услуги для автомобилиста. В случае аварии терминал сработает автоматически, водитель также может нажать тревожную кнопку и связаться с диспетчерским центром. Это позволяет сократить на треть время реагирования на аварийную ситуацию и спасти пострадавших. Проект фундаментальный. Мы идем с опережением по сравнению с аналогичным проектом в Европе eCall.
Еще одна инициатива - логистический транспортный центр в Сочи.
Это система мультимодальных перевозок, когда мы управляем перевозками грузов всеми видами транспорта - автомобильными, авиа, морскими, железнодорожными - на этапе строительства Олимпиады и пассажирскими перевозками на этапе реализации Игр. Эта система полностью создана на базе наших отечественных технологий.
Мы сейчас участвуем в строительстве интеллектуальной транспортной системы Москвы в части ее наземных пассажирских перевозок - трамваи, автобусы, троллейбусы. Так, мы создаем систему контроля и диспетчеризации, которая отслеживает, где находится транспортное средство, работает ли по заданному маршруту. Также мы устанавливаем средства связи, безопасности, видеоконтроля, они позволяют расследовать преступления, происходящие в автобусе или рядом.
Также мы создаем систему информирования пассажиров. Любой человек сможет на своем мобильном устройстве узнать, во сколько приедет на нужную остановку нужный ему автобус. Можно будет выстроить маршрут, если необходимо воспользоваться несколькими видами транспорта для достижения нужной точки.
Как проявила себя логистическая система в Сочи?
На 50% сократилось количество транспортных средств, задействованных на строительстве олимпийских объектов, на 20% сократился расход топлива.
В Сочи одна железнодорожная ветка. Эксперты предсказывали, что из-за грандиозной стройки будет затор. Однако
в результате внедрения логистической системы пропускная способность дороги, наоборот, увеличилась на 20%.
Как вы работаете в других регионах, не в Сочи?
Была принята большая программа - построить навигационно-информационные системы в регионах на паритетных началах государству с частными инвесторами. Мы согласовали программы с 58 регионами и в 20 начали ее реализацию.
Наша задача на первом этапе - мониторить транспорт - перевозку опасных грузов, медицинский транспорт, школьные автобусы, пассажирский транспорт и транспорт ЖКХ.
Например, проехала поливальная машина один раз или два? Или вообще никуда не поехала, а воду в реку вылила? Выгрузила мусорная машина мусор на полигоне или где-то по дороге?
В следующем году к этой системе должны будут подключиться такси. Здесь решатся сразу два вопроса: безопасности и удобства пассажиров.
Вы говорите о серьезных перспективах коммерческого рынка. А что получит простой пользователь?
Прежде всего повысится качественный уровень жизни. Ведь в нашей жизни все определяется мелочами - удобно или нет. Нужно стоять в очереди на остановке и ломиться в переполненный автобус, или вы приходите в нужное время, легко заходите и спокойно доезжаете до работы. Работаете вы, например, в нефтяной компании, прорвало трубопровод, а у вас на экране уже выдана информация с точностью до 30 см, где это произошло. Значительная часть нашей жизни будет так или иначе завязана на навигационных сервисах.
Как Вы считаете, влияют ли скандалы вокруг ФЦП ГЛОНАСС на отрасль?
Я считаю, надо отделять зерна от плевел. На сегодня ГЛОНАСС - это одна из российских технологий, где мы можем успешно конкурировать на глобальном рынке.
Огульная критика темы ГЛОНАСС и злорадство - это неправильно, создается отрицательное общественное мнение. Напротив, мы должны понять, что это одно из выдающихся достижений страны.
Мы его должны поддерживать, чтобы создать из него явление глобального масштаба. В теме ГЛОНАСС у нас есть все возможности для этого.
И все-таки спутники падают, а работать на каком-то ресурсе надо, в том числе и вам.
Это другой вопрос, но он вне зоны ответственности НИС. Вы правы, падение спутника сводит на нет огромную работу больших коллективов людей, приводит к большим потерям денег. Мы платим налоги, а они впустую уходят. Спутник запускают для определенных задач, в том числе для модернизации существующих систем, для повышения точности сигнала, расширения сети покрытия. Естественно, невывод на орбиту спутников приводит к отставанию в развитии тех или иных систем. А нам надо не отставать, нам надо бежать вперед. Технологические преследователи рядом - аналог ГЛОНАССа китайская Beidou, европейская - Galileo, могут и другие системы появиться.
Сейчас достаточно спутникового ресурса для работы ГЛОНАСС?
Сейчас в системе ГЛОНАСС на орбите находится 29 спутников: 24 из них находятся на постоянно дежурстве, остальные в резерве или в замене. 24 спутника достаточно, чтобы покрыть Землю для определения координат.
Фото: victoria-insbg.com
РБК