← Автомобильные грузоперевозки

Итальянская Autostrade не прошла предквалификацию конкурса на систему взимания платы на дорогах РФ

ЗАО "Максимум" не прошло предварительный отбор участников на конкурс по созданию системы взимания платы (СВП) с транспортных средств (ТС) разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Как пояснил "Интерфаксу" источник в дорожной отрасли, ЗАО "Максимум" подавало заявку в интересах итальянского оператора платных дорог Autostrade SpA. Как следует из материалов Федерального дорожного агентства (Росавтодор), заявка и заявитель не соответствуют требованиям конкурсной документации, документы, предоставленные заявителем, неполны.
Так, заявителем не предоставлено аудиторское заключение в отношении бухгалтерской отчетности. "При этом предоставленные в ответ на запрос комиссии разъяснения о том, что заявитель не подлежит обязательной аудиторской проверке, противоречат закону о концессионных соглашениях и не могут быть приняты во внимание", - говорится в материалах Росавтодора.
Кроме того, компания не подтвердила опыт в строительстве или реконструкции СВП в качестве участника, выполнившего не менее 30% работ, а также опыт эксплуатации СВП.
Как сообщалось, итальянский оператор автодорог Autostrade SpA намеревался выйти на российский рынок через участие в аукционах по продаже концессий на автодороги в других странах и приобретение местных компаний.
Предварительный отбор прошли три заявителя. Среди них консорциум Kapsch TrafficCom Russia, Kapsch TrafficCom и российского ОАО "Навигационно-информационные системы" ("дочка" АФК "Система" (MOEX: AFKS), 29,9% акций принадлежит Роскосмосу). Консорциум объединяет европейского поставщика интеллектуальных транспортных систем (ITS) в сфере взимания платы за пользование дорогами - Kapsch - и ОАО "НИС". Как говорится в совместном сообщении компаний, это "единственный консорциум, имеющий полнофункциональный действующий прототип системы взимания платы". В сообщении отмечается, что макет системы, включающий все необходимые компоненты, уже развернут на полигоне Московского автомобильно-дорожного института в Московской области и проходит опытную эксплуатацию. Единая технологическая платформа ОАО "НИС" ("НИС-платформа") гармонизирована с подобными европейскими системами.
Конкурсная комиссия также одобрила заявки ООО "Оптима Плюс" (по данным источника "Интерфакса", объединяет ООО "Трансстроймеханизация" и словацкого оператора систем взимания платы Skytoll), а также ООО "Инфраструктурные спутниковые системы" (по данным "СПАРК-Интерфакс", принадлежит "ВТБ Капиталу").
Как сообщалось, предварительные расчеты консультантов проекта показывали, что за период реализации проекта (порядка 13 лет) поступления в федеральный бюджет составят около 1 трлн руб. "Все эти средства целевым образом будут отправлены на развитие автодорожной сети, что позволит осуществлять своевременный и качественный ремонт проезжей части, а также увеличить пропускную способность дорог", - говорилось в сообщении.
При этом общий объем частных инвестиций для реализации проекта, по прогнозам, оценивается в около 180 млрд руб., капзатраты на создание системы, по расчетам Росавтодора, составят (в ценах 2012 г.) 25,6 млрд руб., а эксплуатационные затраты проекта планируются на уровне 64,319 млрд руб. за 13 лет.
В мае также сообщалось, что Росавтодор оценивает вознаграждение оператору СВП на уровне 124,7 млрд руб. в ценах 2012 г. за 13 лет эксплуатации.
Базовая плата концедента в лице Росавтодора и ФКУ "Дороги России" за период действия концессии составит 11,168 млрд руб. Часть базовой платы (46%) подлежит ежегодной индексации на уровне инфляции (5-6% в год до 2025 г.).
К участию в конкурсе допускаются компании, имеющие опыт в создании и эксплуатации систем взимания платы с автотранспорта. При этом стоимость, по крайней мере, одного такого проекта должна быть не менее 5 млрд руб., не менее 25% должны быть профинансированы частным капиталом.
Заявитель должен подтвердить, что обладает опытом непрерывной эксплуатации СВП сроком от 1 года на трассе протяженностью не менее 1 тыс. километров. Опыт подтверждается участием в проектировании, создании и/или реконструкции объектов в качестве участника проекта, обеспечившего выполнение проектирования и не менее 30% строительно-монтажных работ. В критерии финансового состояния предусмотрен годовой оборот не менее 3 млрд руб. в год за последние три финансовых года до даты заявки, а также чистые активы балансовой стоимостью не менее 1 млрд руб. за последние три года. Кроме того, заявка предполагает оплату задатка в размере 50 млн руб.
К самой системе предъявляются следующие требования: СВП должна выявлять не менее 90% транспортных средств массой свыше 12 тонн и идентифицировать не менее 92% таких ТС, а также обеспечивать собираемость платы на уровне 98%.
В обязанности концессионера войдут финансирование, проектирование, строительство и эксплуатация СВП, предоставление владельцам транспортных средств бортовых устройств, обеспечение взимания платы с владельцев транспортных средств, а также подготовка и направление в министерство внутренних дел РФ материалов для привлечения нарушителей к ответственности. Концедент примет у концессионера объекты после окончания срока концессионного соглашения.
Как сообщалось, в июне председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн".
Размер платы установлен на уровне 3,5 рубля на 1 км пути, пройденного по таким автодорогам. При этом указанная сумма подлежит ежегодной индексации на размер инфляции. Постановление вступает в силу с 1 ноября 2014 г.
"В результате сбора платы чистый дисконтированный доход бюджета ожидается в размере 384,3 млрд рублей в год", - говорилось в документе. При этом в пресс-службе Федерального дорожного агентства (Росавтодор) ранее отмечали, что данный тариф ниже аналогичных за рубежом и приводили в пример европейский опыт, где эта сумма "составляет порядка 8 рублей".
Как сообщалось ранее, изначально рассматривался вариант взимания платы с 1 января 2013 года путем распространения виньеток. Позднее было принято решение отказаться от этого варианта в пользу технологии взимания платы на основании данных, полученных от бортовых устройств, работающих в системе "ГЛОНАСС". В поправках к закону подчеркивалось, что система контроля при использовании технологии виньеток может состоять исключительно в визуальном контроле. Сбор платы от продажи виньеток при самом благоприятном прогнозе может составить от 3 млрд рублей до 5 млрд рублей в год. Также авторы документа указывали на риск "крайне высокой" коррупционной составляющей, высокий риск изготовления и использования поддельных виньеток и рост социальной напряженности в связи с введением в оборот виньеток для внесения платы.
В конце мая Росавтодор представил проект организации системы взимания платы (СВП), по которому владельцы грузовиков будут обязаны оснастить свои автомобили устройствами, которые будут собирать сведения о пройденном расстоянии при помощи данных ГЛОНАСС и GPS (в качестве резервной технологии). По оценкам Росавтодора, необходимое количество таких приборов на стадии начала эксплуатации - около 2 млн штук. Выдача приборов будет бесплатной. Проектом СВП также предполагается организация систем мобильного и стационарного контроля.