Азербайджан пока не наблюдает должной динамики и комплексного подхода у инициаторов и потенциальных участников системы сухопутных перевозок грузов от Китая до Лондона - проекта контейнерного мультимодального блок-поезда Silk Wind.
Как сообщил Fineko/abc.az национальный секретарь TRACECA от Азербайджана Акиф Мустафаев, азербайджанские специалисты уже поинтересовались у своих казахстанских коллег, инициировавших проект, о причинах их апатии в подготовке межправительственного соглашения.
"Азербайджанская сторона отмечает, что энтузиазм, с которым готовились начальные документы, сменился в Казахстане практически полной приостановкой работ по проекту. В итоге на сегодняшний день подписать межправительственное соглашение готовы лишь Казахстан и Азербайджан. Грузия и Турция своей окончательной позиции не выразили", - сказал А.Мустафаев.
Проект Silk Wind не входит в программу TRACECA и Европейской комиссией не поддерживается, хотя в Азербайджане его считают продолжением собственного проекта строительства железной дороги Баку - Тбилиси - Карс (Iron Silk Way).
Ранее представители Турции заявили, что не видят необходимости в подписании межправительственного соглашения по Silk Wind, так как, по их мнению, все вопросы, связанные с блок-поездом, расписаны в основном многостороннем соглашении (ОМС) по TRACECA. Азербайджан вслед за Казахстаном, предложившим проект, полагает, что соглашениео Silk Wind не только не мешает ОМС TRACECA, но и помогает развитию этого транспортного коридора.
Также своей чёткой позиции по межправительственному соглашению по Silk Wind не высказала и Грузия, ссылающаяся на проведение внутренних процедур. При этом если Грузия даст положительный ответ, то соглашение могли бы подписать Азербайджан, Грузия и Казахстан. В этом случае Турция могла бы присоединиться к Silk Wind позже, когда увидит его преимущества.
Меморандум о принципах совместной деятельности по развитию транспортной сети и организации перевозок грузов с помощью мультимодального блок-поезда Silk Wind был подписан в 2012 году. Правительство Азербайджана завершило межведомственную экспертизу проекта межправительственного соглашения по Silk Wind, дав положительное заключение на него. Общий консенсус позволил правительству дать разрешение на его подписание. В этой связи Азербайджан уведомил своих партнёров в лице Казахстана (инициатор), Грузии и Турции о готовности подписать соглашение. При этом стране пришлось сделать существенную оговорку, предложив своим партнёрам по Silk Wind подписать межправительственное соглашение в одной из стран-участниц.
По меморандуму была создана рабочая группа, которая будет решать вопросы, связанные с запуском и эксплуатацией блок-поезда Silk Wind. Среди них тарифные вопросы, таможенное регулирование и т.д.
Меморандум был подписан министром транспорта Азербайджана Зиёй Мамедовым, министром экономики и устойчивого развития Грузии Гиорги Квирикашвили, вице-министром транспорта и коммуникаций Казахстана Кайратом Абсаттаровым, министром транспорта, морских дел и коммуникаций Турции Биналы Йылдырымом.
Ожидается, что мультимодальный блок-поезд резко ускорит доставку грузов из Китая в Европу. Общая протяжённость маршрута 4192 км при расчётном времени нахождения в пути 12 дней. Проект предполагает задействовать новые инфраструктурные объекты: спрямляющую железнодорожную линию Жезказган - Бейнеу (Казахстан), Международный морской торговый порт Алят (Азербайджан), железнодорожную линию Баку - Тбилиси - Карс (Азербайджан, Грузия, Турция) и проект железнодорожной туннельной линии "Мармара" (Турция).
Меморандум определяет легальную базу для разработки технических аспектов реализации проекта и станет основой для подписания межправительственного соглашения по проекту блок-поезда. Silk Wind обеспечит привлечение грузопотока на транспортный коридор TRACECA, упрощение административных таможенных и пограничных процедур оформления перевозок, что в комплексе позволит увеличить торгово-экономическое сотрудничество стран региона.
ABC.AZ