Официальные консультанты, проводившие ценовой и технологический аудит проектов реконструкции БАМа и Транссиба, обнаружили в них ряд недостатков: по их мнению, от некоторых затрат можно отказаться, а прогноз РЖД по приросту грузопотока завышен, сообщает в пятницу газета "Коммерсант".
Государство в марте начнет выделять средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на проекты реконструкции БАМа и Транссиба стоимостью 562 миллиарда рублей. Аудит проектов проводили Deloitte, Ernst&Young и PriceWaterhouseCoopers.
По мнению Deloitte, РЖД не учли расходы на содержание инфраструктуры и дополнительные локомотивы примерно в 82,7 миллиарда рублей. Deloitte предложила также отказаться от Дабанского тоннеля (36,9 миллиарда рублей), а EY - перенести строительство системы автоблокировки и приемоотправочных путей (6,5 миллиарда рублей). В PwC сочли, что до 3,8 миллиарда рублей можно сэкономить на работах по Южному ходу.
Deloitte сочла завышенными расчеты РЖД по росту грузоперевозок на Восточном полигоне к 2020 году на 55 миллионов тонн - до 271 миллиона тонн. "РЖД рассчитывают на угольные и рудные месторождения Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это Элегест Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) Руслана Байсарова, Денисовское и Чульмаканское месторождения угля подконтрольного Геннадию Тимченко "Колмара", Эльга "Мечела" MTLR +0,63%, железорудное месторождение Таежное СП Evraz и АЛРОСА ALRS +3,25%. Deloitte сомневается, что прирост составит более 30 миллионов тонн из-за рисков заморозки ряда проектов", - пишет "Коммерсант".
Наиболее рискованными консультанты сочли проекты Evraz и ГМК "Норильский никель" GMKN -0,25% (Быстринское месторождение в Забайкалье): их запуск уже переносился, не решены вопросы финансирования. Из необходимых 80 миллиардов рублей было освоено только 4, приводит "Коммерсант" оценку Deloitte.
В группу менее рискованных проектов Deloitte включил Элегест, Гаринское месторождение группы IRC и Удокан "Металлоинвеста".
Коммерсантъ