Министр финансов Армении Давид Саркисян и постоянный представитель Азиатского банка развития (АБР) Дэвид Дол 11 марта подписали третью часть кредитного соглашения инвестиционной программы строительства транспортного коридора "Север-юг". АБР выделит Армении кредит в размере $100 млн на продолжение строительства автомагистрали.
Как сообщали в пресс-службе министерства финансов Армении, средства будут направлены на строительство 18,7 км части (Талин-Ланджик) дорожного коридора "Север-юг". Дорога будет четырехполосной, с двусторонним движением. Выделенные средства также планируется направить на технико-экономическое изучение части (Аштарак-Каджаран) автомагистрали "Север-юг" протяженностью 304 км.
В настоящее время работы продолжаются на участках дороги Ереван-Аштарак (11,7 км), Ереван-Арарат (38 км). В рамках третьего транша программы "Север-юг" Армении должно было быть выделено $180 млн для строительства 46 км дороги Талин-Гюмри. Третий транш по строительству магистрали "Север-юг" был утвержден еще в 2012 году, однако, по данным СМИ, он был отложен после возникновения разногласий по первому и второму траншам. Помимо этого, армянская сторона для реализации программы "Север-юг" привлекла 60 млн евро из Европейского инвестиционного банка.
Проект осуществляется при совместном финансировании правительства Армении и Азиатского банка развития (АБР). В 2010 году одобренная правительством Армении инвестиционная программа по строительству автодороги "Север-Юг" предполагает софинасирование со стороны АБР в объеме $500 млн в виде кредита. В общей сложности длина автомагистрали составляет 556 км, что обеспечивает выход к Черному морю и странам Европы через территорию Армении и Грузии. Общая стоимость проекта, как об этом неоднократно заявлял премьер-министр Армении Тигран Саркисян, составляет $1,5 млрд.
Недавно в армянских СМИ муссировалась информация о том, что строительство автодороги "Север-юг" приостановлено и неясно, когда оно возобновится. Однако премьер-министр Армении опроверг информацию, подчеркнув, что строительные работы были приостановлены зимой и возобновятся после улучшения погодных условий. Затягивание срока строительства автодороги в целом Саркисян объяснил отсутствием опыта у армянской стороны в реализации подобных крупных строительных проектов.
Отметим, что инвестиционный проект имеет как локальное, так и геополитическое значение. В локальном плане магистраль обеспечит связь между севером и югом Армении посредством качественных транспортных коммуникаций. Согласно проекту, автодорога "Север-юг" обеспечивает также выход страны на мировые рынки через Грузию. В геополитическом плане, при успешном завершении проекта, магистраль позволит Армении в будущем смягчить последствия блокады со стороны Турции и Азербайджана из-за нерешенного нагорно-карабахского конфликта, стать транзитным государством в сфере грузоперевозок и присоединиться к Черноморской автомагистрали.
Строительство дороги "Север-юг", как отмечают официальные лица, может продлиться 5-6 лет.
Regnum