Стоимость новой схемы развития Московского железнодорожного узла (МЖУ), подготовленной ОАО "РЖД" совместно с ОАО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ, входит в состав перевозчика), составляет 2,27 трлн руб.
Как пишет сегодня газета "Коммерсантъ", 66% затрат должно быть выделено до 2020 г., остальное - к 2025 г. Предполагается, что 1,6 трлн руб. должно быть выделено за счет федерального бюджета, 377 млрд руб. - из внебюджетных источников, 200 млрд руб. - РЖД, 93 млрд руб. - Москвой и областью. В документе отмечается, что пока проект обеспечен финансированием лишь на 11,3%, или на 250 млрд руб., из которых 147 млрд руб. - деньги государства, а 54 млрд руб. - РЖД.
Источник в РЖД уточнил, что программа подорожала из-за пересчета - ранее она была рассчитана в ценах 2012 г. Первая версия генеральной схемы развития МЖУ была утверждена еще в 2008 г. и оценивалась в 800 млрд руб., в 2012 г. - в 1,2 трлн руб., а в 2013 г. - в 1,5 трлн руб.
РЖД надеется, что по новой схеме 50% вложений (1,1 трлн руб.) будет направлено на развитие пригородного пассажирского сообщения, поскольку к 2025 г. пассажиропоток МЖУ может удвоиться и достигнет 1,6 млрд человек. Еще 685,6 млрд руб. пойдет на обеспечение движения поездов дальнего следования, в основном на строительство линий высокоскоростных магистралей - 555 млрд руб. Речь идет о части трасс в Казань, Петербург и Адлер, которые проходят через Москву и Подмосковье. Оставшиеся 447,8 млрд руб. ОАО "РЖД" предлагает направить на строительство терминально-складской инфраструктуры и железнодорожных станций, которые позволят нарастить грузоперевозки с 214 млн до 311 млн т в год и исключат следование транзитных грузов через Москву.
Источник, близкий к Минтрансу, полагает, что привлечь такие суммы из госбюджета будет "не просто сложно, а практически невозможно". По его словам, даже прошлая цена казалась ведомству завышенной. Как следует из документа, РЖД также готова вложить менее 50% необходимой суммы. "Доля инвестиций, которая может быть осуществлена за счет средств госкомпании при условии сохранения для нее безубыточности проекта, - 88,2 млрд руб.", - говорится в документе. Проект, по оценке монополии, является неокупаемым и до 2053 г. можно будет вернуть только 1,6 трлн руб. от вложенных средств.
РЖД-Партнер