К искажению затрат на строительство, к припискам в сметах, завышению объемов выполненных работ в большинстве случаев приводит несовершенная нормативно-правовая база ценообразования в дорожной отрасли. Такого мнения придерживается президент Союза инженеров-сметчиков России, генеральный директор ООО "Санкт-Петербургский региональный центр по ценообразованию в строительстве", почетный строитель РФ Павел Горячкин.
В разговоре с корреспондентом "ДорИнфо" специалист назвал основные нарушения, из-за которых происходит необоснованное завышение стоимости строительства дороги:
- производство работ без утвержденной рабочей документации;
- постоянная корректировка сметной стоимости за счет различных дополнительных работ;
- закупка материалов подрядчиками по заведомо завышенным ценам;
- завышение объемов выполненных работ;
- завышение затрат на подготовительные работы, трудно поддающиеся проверке;
- частая смена подрядчиков на крупных объектах с долгими сроками реализации;
- применение некачественных материалов и устаревших технологий;
- низкая квалификация рабочих и инженеров;
- "откаты" субподрядчиков генподрядной организации за так называемые "генподрядные услуги";
- отсутствие единой государственной политики и единой службы по вопросам ценообразования в дорожном хозяйстве.
Павел Горячкин также уверен, что существующая в России система бюджетного планирования мешает активному внедрению в дорожном строительстве контрактов жизненного цикла. Касается, это, в первую очередь, регионов. Контракты жизненного цикла предусматривают как единоверные затраты (строительство или ремонт), так и затраты на дальнейшее обслуживание. Но все адресные программы в регионах верстаются на год. Поэтому систему бюджетного планирования в регионах надо менять так, чтобы планирование не ограничивалось рамками одного года.
"При существующем положении дел о контрактах жизненного цикла можно забыть", - отметил специалист.
ДорИнфо