Saudi Aramco и её партнёр по совместному предприятию, компания Sinopec, начали испытания на своём НПЗ мощностью 400 тыс баррелей в день в Янбу. По словам источников в отрасли, это означает, что начало коммерческого экспорта с этого завода запланировано на ноябрь, а возможно, и на вторую половину октября. Однако, если бы можно было выбрать самые плохие условия для запуска гигантский НПЗ, ориентированного на экспорт, то сейчас мы видим именно их, пишет Reuters.
Завод в Янбу будет вторым крупным НПЗ, запущенным в Саудовской Аравии примерно за год - в сентябре 2013 года был запущен завод мощностью 400 тыс баррелей в день, который расположен в Джубайле и является СП Aramco и Total. Оба завода ориентированы в основном на экспортный рынок и, благодаря своему местоположению, могут осуществлять поставки как в Европу, так и в Азию.
Однако НПЗ в Янбу сдаётся в эксплуатацию в период, когда рост спроса в Азии разочаровывает, переработчики в регионе борются за прибыли, цены на нефть ушли в контанго (цена фьючерсов растёт с удалением даты поставки), а производители на Ближнем Востоке снижают официальные цены продаж (OSP).
Для Саудовской Аравии производство нефтепродуктов в Янбу может иметь нежелательные последствия. Во-первых, среди региональных переработчиков снизится спрос на нефть, так как конкуренция на рынке очищенного топлива ужесточается, и у некоторых НПЗ уже снизились коэффициенты использования мощностей. Во-вторых, появление на рынке дополнительных нефтепродуктов будет оказывать давление на цены, ухудшая маржу переработки в Азии и побуждая переработчиков требовать скидки на сырьё.
Saudi Aramco снизила OSP своей смеси Arab Light с отгрузкой в октябре для азиатских переработчиков до скидки в 5 центов за баррель по сравнению с региональным эталонным сортом Oman/Dubai. Это на $1,70 за баррель ниже по сравнению с сентябрьским прайсом и самое значительное снижение с февраля 2012 года. По данным консалтинговой компании Energy Aspects, Arab Light продаётся со скидкой к Oman/Dubai впервые с ноября 2010 года. Хотя значительное снижение OSP может быть ответом на сужение спреда между сортами Brent и Dubai, оно, возможно, отражает также опасения, которые вызывает у Саудовской Аравии ситуация со спросом в Азии.
Премия Brent к Dubai упала с пика нынешнего года, достигнутого 13 июня и составившего $4,96 за баррель, до 94 центов 28 августа и восстановилась до $1,25 на прошлой неделе. В результате азиатские переработчики стали отдавать предпочтение сортам, цена которых привязана к Brent, а не к Dubai, и это побудило ближневосточных производителей к снижению OSP.
Маржа переработки в Азии в последние недели улучшилась: для завода в Сингапуре, использующего сорт Dubai, на прошлой неделе средний показатель составлял $5,63 за баррель, что немного выше среднего показателя за последние 365 дней, составляющего $5,35, но ниже среднего показателя января-апреля нынешнего года, когда он превышал $6.
Азиатские переработчики не могут заработать столько, сколько их коллеги на побережье Мексиканского залива, или в Северо-Западной Европе, и появление таких гигантов как НПЗ в Янбу ещё усложнит им жизнь. Пуск завода в Янбу наводит на мысль, что ближневосточным производителям нефти, вероятно, придётся снижать цены в течение нескольких ближайших месяцев, или надеяться на холодную зиму, которая оживит спрос.
Нефтетранспортная территория