Скорость перевозки грузов в последний год наконец начала расти, нам удалось переломить ситуацию, заявил в интервью "Ведомостям" вице-премьер Аркадий Дворкович, который курирует монополию. Это подтверждает и РЖД: в 2014 г. скорость доставки груженых отправок (время движения груза от отправителя до получателя; характеризует качество перевозки) выросла к уровню 2013 г. на 29% до 323 км/сутки. А средняя маршрутная скорость (учитывает движение поезда от станции формирования состава до станции расформирования) выросла на 7% до 562 км/сутки по итогам 11 месяцев.
Увеличение скорости движения на сети РЖД почувствовали и участники рынка: например, представители железнодорожных операторов - "Трансойла" и Первой грузовой компании. "Основная причина этого - укрупнение отправок, РЖД дает скидку на такие перевозки. Например, "Трансойл" от Московского НПЗ до Усть-Луги перевозит составами не 58 вагонов, а 73", - отмечает представитель "Трансойла". Сотрудник одной из операторских компаний говорит, что росту скорости передвижения по сети способствовали падение погрузки (по итогам января - ноября 2014 г. погрузка снизилась на 0,9%, до 1,123 млрд т) и отставление операторами вагонов (до конца года будет остановлено 100 000 вагонов из-за ограничения продления сроков службы вагона).
Причина роста скорости на сети РЖД во многом заслуга "дочки" монополии - Федеральной грузовой компании (ФГК), которая в феврале передала материнской компании в управление свои порожние рейсы и 114 000 полувагонов, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Скорость РЖД падала во многом из-за того, что монополия вынуждена была перемещать все больше порожних вагонов по сети.
Увеличение скорости почувствовали и компании-грузоотправители. По данным вице-президента по логистике НЛМК Сергея Лихарева, по ряду направлений скорость доставки уже превышает нормативную на 10-15%. Грузоотправители заключают с РЖД соглашения о перевозке по расписанию - с согласованным временем отправления и прибытия. Благодаря этому время в пути грузовых составов в среднем сократилось на 19%, говорит представитель "Мечела". В январе - ноябре 2014 г. "Мечел-транс" отправил по заранее сформированному графику более 1100 поездов в порты Посьет и Ванино.
Железнодорожные операторы и грузоотправители рассчитывают на дальнейший рост скорости перевозок.
Ведомости