Возможность восстановления водного соединения между Черным и Балтийским морями изучит международный консорциум, включающий Национальную академию наук Беларуси.
Контракт на проведение исследования был подписан в Минске 29 января между Морским институтом в Гданьске (Польша), который возглавляет консорциум, и РУЭСП "Днепро-Бугский водный путь" (Беларусь), заказчиком исследования. Эксперты проанализируют экономические, технические, экологические и другие аспекты воссоздания водной магистрали Е-40 между Гданьском и Херсоном. Их выводы будут представлены в конце 2015 года.
Как сообщила БелаПАН пресс-служба фонда "Интеракция", который выступает одним из участников проекта с белорусской стороны, в течение одиннадцати месяцев консорциум должен рассмотреть целесообразность использования соединения Е-40 на всем его протяжении и предложить три конкретных сценария его восстановления. Предполагается, что вместе со своими коллегами белорусские эксперты будут изучать экономические и экологические эффекты от возобновления судоходства по водному пути, а также финансовые и юридические особенности этого процесса.
По информации специалистов, пролегая по территории Польши, Беларуси и Украины, водная магистраль Е-40 соединяет порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр. Однако сегодня суда не могут проходить по ее отрезку на реке Западный Буг, между Варшавой и Брестом, который является практически несудоходным. Этот участок Е-40 также пересекает экопарки, входящие в европейскую природоохранную сеть Natura 2000. Поэтому планирование и строительство здесь гидротехнических сооружений требует тщательного анализа.
Вместе с Национальной академией наук Беларуси и Морским институтом в Гданьске консорциум также образуют государственное предприятие "ЧерноморНИИпроект" (Украина), Институт экономики перевозок и логистики (Германия) и Европейско-украинское агентство по бизнесу и инновациям (Германия).
Сообщается, что более детально направления работы всех пяти организаций будут определены на специальной встрече, которая состоится в середине февраля 2015 года.
Восстановление водного пути Е-40 позволит перевозить до 4 млн. тонн грузов ежегодно. Это значительно упростит торговлю между Беларусью, Польшей и Украиной: внутренний водный транспорт обеспечивает экономию топлива и может использоваться для перевозки крупногабаритных грузов. Еще одна ожидаемая выгода - развитие современной логистической инфраструктуры в приграничных регионах трех соседних стран.
Для проведения всех необходимых работ консорциум как победитель международного тендера получит 493 тысячиевро. Эти деньги будут предоставлены Европейским союзом в рамках проекта по восстановлению водного пути Е-40. Ведущим партнером в проекте выступает РУЭСП "Днепро-Бугский водный путь". Белорусскую сторону также представляют Брестский областной исполнительный комитет и фонд "Интеракция", который специализируется на инициативах устойчивого развития в белорусских регионах.
БелаПАН