← Топливо, масла и автохимия

Граждане России намерены построить в Эстонии НПЗ

Зарегистрированная в Эстонии фирма Jukоnoil представила на публичное обсуждение в Силламяэ проект, посвященный экологическим последствиям возведения нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на территории местного порта. Как сообщает РБК, в случае реализации проекта НПЗ будет производить бензин, дизель, а также авиационное топливо. Предполагаемая мощность завода - переработка 2,5 млн тонн нефти в год. Сырье планируется поставлять из России и стран Ближнего Востока. В качестве рынков сбыта продукции в пресс-релизе компании указаны "предприятия Эстонии, Европы и России". Для будущего НПЗ отводится территория площадью 60 га в принадлежащей порту Силламяэ зоне свободной торговли. Владельцами компании Jukоnoil являются гражданин РФ Алексей Скиданов (известно, что он занимается в России телекоммуникационным бизнесом) и гражданин Эстонии Юрий Чалей. При этом, как отмечает издание, председатель совета Jukonoil Геннадий Николаевич Скиданов является полным тезкой бывшего заместителя председателя правления "Нефтегазовой компании "ИТЕРА", которая с 2013 года входит в "Роснефть". По данным ИА REGNUM, член совета Jukоnoil Игорь Семенович Клейнер - полный тезка бывшего председателя правления компании Scantrans (в настоящий момент признана банкротом), в состав активов которой входил нефтетерминал в эстонском порту Пальяссааре и бывший председатель совета "Lukoil Eesti". Jukоnoil планирует инвестировать в НПЗ порядка 880 млн евро. Как подчеркивают местные СМИ, речь идет о крупнейшей прямой инвестиции в промышленность страны "со времен восстановления независимости Эстонии". Стоимость проекта могут превысить лишь затраты на строительство Rail Baltica, которые составят 1,3 млрд евро.
Как сообщает пресс-релиз компании, предполагается использовать нефть марки "Арабская легкая", которую будут доставлять в Силламяэ танкерами. Готовую продукцию предполагается вывозить как морским, так и сухопутным транспортом - железнодорожным и автомобильным. Как следует из сообщений эстонской прессы, Jukonoil нацелился и на рынок США. "Мы будем производить около сотни различных продуктов, львиную долю которых составят бензин и дизельное топливо, из остаточных элементов производства будем выпускать, например, смазочные материалы, - цитирует эстонское издание Postimees Игоря Клейнера. - Экспортировать мы намереваемся, например, в Соединенные Штаты Америки, а именно - во Флориду, где действуют особенно высокие требования к качеству автомобильного топлива".
Стоит отметить, что это второй проект НПЗ, который в данный момент рассматривает мэрия Силламяэ. Осенью прошлого года отчет о воздействии на окружающую среду НПЗ представила другая компания с российским капиталом - STK Group, пишет РБК. Компания принадлежит гражданам РФ Анзору Пруидзе, Галею Набиулину и Павлу Старченко. Они планируют инвестировать в постройку 75 млн евро, мощность завода рассчитана на переработку 1 млн тонн нефти в год. Как пояснил изданию мэр Силламяэ Тынис Калберг, сегодня рано говорить о том, какому проекту отдадут предпочтение, и будет ли вообще построен хотя бы один НПЗ: "Мы и прежде планировали построить в городе разные терминалы и заводы, но не все проекты оказались реализованными. Не исключено, что Jukonoil и STK Group не дойдут до стадии подготовки технических проектов, если решат, что постройка оказывается трудновыполнимой или слишком дорогой. Кроме того, построить второй НПЗ будет сложнее, поскольку вредное влияние на среду увеличивается, и стоимость защитных мер становится дороже".
У эксперта по проблемам регионального развития на постсоветском пространстве Сергей Артеменко оба проекта строительства НПЗ в эстонском порту вызывают вопросы. "Во-первых, пока я не вижу в проектах убедительной ресурсной базы. Так что вопрос,откуда будут брать сырье, остается открытым. Как показал опыт Мажейкяйского НПЗ в Литве, работать с привозной нефтью в танкерах крайне неудобно и невыгодно. Значит ли это, что НПЗ в Силламяэ изначально будет проигрывать своим конкурентам в регионе?", - комментирует Артеменко. По его словам, возможен и другой вариант, а именно поставка нефти из России по железной дороге. "Здесь возникает другой вопрос: кто из российских компаний настолько отважный, что при нынешней политической обстановке готов поставлять нефть для переработки в не самую дружественную страну Евросоюза?", - заявил в комментарии ИА REGNUM эксперт. Он также обращает внимание на то, что в данный момент регион "не испытывает особого дефицита" в нефтепродуктах. В Литве есть тот же Мажейкяйский НПЗ, принадлежащий польской компании "Орлен" (объем переработки 12 млн тонн в год), на Северо-Западе России работает Киришский НПЗ (объем переработки 17, 3 млн тонн ежегодно), в Финляндии на двух НПЗ в Порвоо и Наантали осуществляется переработка нефти суммарной мощностью 12,5 млн тонн в год, рассказывает Артеменко. "Пока не очень понятно, кто будет потреблять продукцию Силламяэского НПЗ", - отмечает эксперт. Кроме того, по словам Артеменко, проект Jukonoil интересен списком лиц, его представляющими: "тут не только бывшие крупные фигуры российского и эстонского нефтяного бизнеса, но и скандально известный эстонский адвокат Айвар Пихлак, фамилия которого всплывает в эстонской прессе каждый раз, когда речь заходит о скандалах, связанных с отмыванием денег в Эстонии". Отдельно, по словам Артеменко, необходимо отметить, что согласно проектам оба НПЗ планируется разместить рядом с Eurochem Terminal Sillamae, где идет перевалка жидких химических продуктов, "что не добавляет им безопасности". "Пока эти проекты очень напоминают авантюру, с непонятным результатом", - отметил эксперт.
Regnum