Правительство РФ возвело в ранг приоритетной задачи пересмотр тарифной системы на железнодорожном транспорте. Под давлением РЖД эти тарифы ежегодно повышаются Федеральной службой по тарифам.
"В области железнодорожного транспорта будет осуществлена перезагрузка тарифной системы, направленная на создание более благоприятных условий для перевозки продукции с высокой добавленной стоимостью по сравнению с сырьевыми товарами", - заявлено в проекте документа "Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2018 года", опубликованном на днях Министерством экономического развития.
Более 10 лет назад, в самом начале реформирования РЖД, для того чтобы привлечь частные инвестиции в обновление вагонного парка, стоимость перевозки грузов по железной дороге разделили на несколько частей: плата за предоставление вагонов, плата за предоставление локомотивов и плата за использование инфраструктуры. Под давлением РЖД эти тарифы ежегодно повышаются Федеральной службой по тарифам. Порядок расчета стоимости услуг по перевозке грузов в различных вагонах определен в специальном документе - прейскуранте 10 - 01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры". Он появился на свет с началом реформы РЖД и с тех пор постоянно корректировался.
Как метко заметил однажды глава ФАС Игорь Артемьев, прейскурант - документ, отражающий влияние различных лоббистских групп на тарифы РЖД. В результате формула расчета стоимости перевозки получилась настолько сложной, что позволяет РЖД управлять тарифами по своему усмотрению. Так, для расчета окончательного тарифа необходимо учесть множество коэффициентов: класс груза, вид груза, направление отправки, тип вагона, расстояние и т. п. Стоимость перевозки определяется не за фактическое расстояние между пунктом отправления и назначения, а за кратчайшее.
Тарифная система вынуждает предпринимателей перевозить товары автотранспортом на тысячи километров. А это уже диагноз. Ни в одной развитой стране мира грузовики не везут товар на расстояние свыше 500 км - это невыгодно. В итоге РЖД теряют высокодоходные контейнерные грузы - перевозят на большие расстояния со скидками в основном уголь и руду. Убытки от их перевозки РЖД пытается компенсировать, повышая тарифы на транспортировку нефти, нефтепродуктов, металлов, удобрений.
Деловой Петербург