← Логистика, грузы

Подготовлены научные рекомендации по развитию пропускной способности железных дорог

Более 8,4 тыс. км железных дорог сейчас работают практически с предельной загрузкой, являясь, по сути, "узкими" местами на сети.
Такие данные приводились на прошедшем в ОАО "ВНИИЖТ" заседании Объединённого учёного совета ОАО "РЖД".
По мнению его председателя Бориса Лапидуса, проблема в том, что по мере роста приватного парка грузовых вагонов было нарушено оптимальное соотношение между возможностями инфраструктуры и количеством курсирующего по магистралям подвижного состава. К тому же официальная методика расчёта наличной пропускной способности линий, разработанная почти четверть века назад, не учитывает современные особенности работы отрасли.
Например, средняя дальность перевозок грузов по железным дорогам выросла до показателя 1,6 тыс. км, а избыточный парк вагонов на сети превысил 300 тыс. единиц. Общие расходы компании на отстой лишнего подвижного состава, принадлежащего частным операторам, перемещение его по путям и другие дополнительные издержки составляют свыше 12,5 млрд руб. в год. При этом самыми загруженными магистралями являются Западно-Сибирская, Забайкальская и Северная, на каждой из которых длина участков с полным использованием ресурса превышает 1 тыс. км.
Как сообщил заместитель генерального директора ОАО "ИЭРТ" Юрий Фёдоров, чтобы выправить ситуацию, сотрудники этого института вместе с коллегами из других научных организаций ещё пять лет назад разработали новую версию инструкции по расчёту пропускной способности. Она была одобрена в Минтрансе, но не утверждена в качестве официального документа. Поэтому современную методику расчёта наличной пропускной способности пока можно использовать лишь в качестве внутреннего документа ОАО "РЖД".
Между тем её применение позволило бы точнее выявлять "узкие" места на сети дорог, быстрее их модернизировать, своевременно выделять финансовые средства на эти цели, правильно определять очерёдность усиления различных линий, решать другие задачи.
В связи с этим, по мнению членов Объединённого учёного совета, Минтрансу целесообразно как можно скорее утвердить данную методику в качестве официального документа. Тем более что отраслевые учёные уже приступили к выполнению следующего этапа исследований - составлению электронных паспортов наличной пропускной способности для всех линий. В общей сложности расчёты будут выполнены для 2,6 тыс. участков сети железных дорог.
Полученные результаты планируется использовать затем в целях оптимизации перевозочного процесса и снижения себестоимости доставки продукции потребителям.
Кроме того, для усиления пропускной способности сети учёные рекомендуют провести классификацию линий по видам движения, развивать припортовые узловые станции, продолжить увеличивать вес поездов, регулярно корректировать план формирования, ввести квотирование парка подвижного состава, а также принять другие меры.
Гудок