В настоящее время вызывает серьезную озабоченность ситуация с финансированием и как следствие перспективами дальнейшего строительства стратегически важного участка дороги в Татарстане, являющегося частью международного проекта транспортного маршрута Европа - Западный Китай.
Такое мнение высказал в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" Фоат Комаров, владелец Альметьевского ОАО "Автострада" и нефтяной компании "СМП-Нефтегаз".
"Автострада" на протяжении 10 лет осуществляет строительство в основном за счет собственных средств участка этой трассы Алексеевское - Альметьевск (145 км) по территории Татарстана и финансирует подготовку территории на строительство участка Альметьевск - Бавлы (М5) 90 км и от Бавлов (М5) до границы с Башкортостаном 40 км.
"У нас до сих пор нет четкого понимания относительно стратегии поступления денег на строительство дороги и подготовки территории. За 10 лет наша компания вложила в проект около 14 млрд руб. собственных средств. Из бюджета Республики Татарстан за все это время было выделено лишь 1,3 млрд. То есть получается, что частный инвестор в лице "Автострады" и "СМП-Нефтегаза" вложил в 10 раз больше государства! Это противоречит общемировой практике, когда государство вкладывает до 90% средств в подобного рода инфраструктурные транспортные проекты, - отмечает Ф.Комаров. - Но у нас сейчас государственное финансирование практически остановлено, а шансы на его возобновление в 2016 году выглядят, к сожалению, более чем призрачными".
Это, по его словам, ставит под сомнение сроки реализации важнейшего проекта.
Проект строительства транспортного коридора Европа-Западный Китай в рамках нового "Шелкового пути" имеет международный характер. Речь идет о трассе общей протяженностью 8,5 тыс. км от западной границы РФ (Санкт-Петербург - ЦКАД - Нижний Новгород - Татарстан - Башкортостан - Оренбургская область) в Казахстан и далее в Китай до порта Ляньюньган. Он внесен в качестве приоритетного в Транспортную стратегию развития России до 2030 года, приобрел статус одного из центральных проектов сотрудничества РФ и КНР, что было подтверждено летом этого года на саммите в Уфе. Длина российского участка трассы составляет около 2,2 тыс. км, в том числе по территории Татарстана - 330 км.
"Для нас нынешняя неопределенная ситуация с финансированием дороги абсолютно непонятна... Мы готовы продолжать реализацию проекта, но ресурс использования собственных средств во многом исчерпан, и для завершения строительства трассы Европа - Западный Китай по территории Татарстана необходимы серьезные государственные вливания, четкие гарантии и утвержденная схема финансирования при участии государства. Пока же этого нет. В результате завершение важнейшего проекта тормозится и, к сожалению, в целом его перспективы, по крайней мере, на данный момент, выглядят абсолютно неопределенными", - подчеркнул владелец "Автострады".
Ф.Комаров выразил надежду, что такое положение будет исправлено. "Недавние саммиты РФ-Китай и ШОС подтвердили, что тема строительства транспортного коридора Европа - Западный Китай через российскую территорию "востребована, необходимость проекта обозначена. Теперь необходимы четкие решения по выделению ресурсов на строительство дороги. А сам статус коридора определен - это государственно-частное партнерство на основе договорных форм между частными инвесторами строительства дороги и государством", отметил он.
По его мнению, "только активные и понятные действия чиновников" привлекут новых частных инвесторов к реализации инфраструктурных проектов в России.