Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк, контролируется ВЭБом) вместе с группой ГАЗ разрабатывают механизм льготного кредитования покупателей автомобилей группы за рубежом, рассказал "Ведомостям" председатель правления банка Дмитрий Голованов и подтвердил представитель "Русских машин" (объединяет машиностроительные активы "Базового элемента"). На первом этапе программа будет запущена в Казахстане и Белоруссии. Здесь спрос на выпущенные в России машины "традиционно высок, поэтому реализация проекта именно в этих странах логична и наиболее перспективна", объясняет представитель Росэксимбанка. Программа поддержит экспорт группы ГАЗ, сделав машины "более доступными для конечного потребителя", говорит представитель "Русских машин". По его словам, в ней смогут участвовать все модели, однако основные продажи ожидаются в сегменте LCV/LDT. Запуск программы планируется на октябрь-ноябрь, говорит Голованов, сообщают "Ведомости".
По итогам 2015 г. экспорт группы ГАЗ может вырасти почти на 50%, "Камаза" - примерно на 10%, "АвтоВАЗа" - на 40% или вовсе удвоиться, сообщали компании. Экспорт иномарок может вырасти на 50-60%, по прогнозу ГК "Автоспеццентр".
Сейчас идут переговоры с банками-партнерами в странах СНГ, говорит Голованов. А вот максимальная цена машин еще не определена. Скорее всего, она будет выше, чем в России, чтобы охватить грузовики и большие автобусы, ведь задача программы - поддержка экспорта, считает исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. Но все будет зависеть от бюджета программы, замечает он. В России на программу в 2015 г. выделено 1,5 млрд руб. (обязательства бюджета до 2019 г. - около 18 млрд руб.).
"Мы не исключаем заинтересованности со стороны других автопроизводителей, таких как, например, "Камаз" или УАЗ", - пояснил представитель банка. "Мы находимся на стадии переговоров с Росэксимбанком", - подтвердил представитель "Соллерса" (владеет УАЗом). Интерес проявляют "Камаз" и "АвтоВАЗ", говорят люди, близкие к заводам. Их представители на вопросы не ответили. "Пока не взаимодействуем с Росэксимбанком, но планируем рассмотреть эту возможность", - сказал представитель "ПСМА Рус" (выпускает в Калуге автомобили Peugeot, Citroen, Mitsubishi).
Страны Евразийского экономического союза (прежде всего Казахстан) - основной экспортный рынок для российских автозаводов благодаря близости, емкости и беспошлинному режиму, напоминает Удалов. К примеру, у Ульяновского автозавода на Казахстан и Белоруссию приходится почти 90% зарубежных поставок. "Мы рассчитываем сохранять нашу долю продаж в данные страны, чему, безусловно, должна способствовать программа льготного кредитования", - говорит представитель "Соллерса".
Если программа окажется востребованной в Казахстане и Белоруссии, то будут рассмотрены и страны дальнего зарубежья, говорит представитель Росэксимбанка. Среди других мер господдержки, на которые рассчитывают российские автопроизводители, - субсидирование части логистических расходов и затрат на зарубежных рынках, в том числе на сертификацию, указывает человек, близкий к одному из автозаводов.
Ведомости