Владимир Гутенев: "Автопроизводители имеют возможность в ближайшие годы изменить ситуацию на рынке в свою пользу".
"Времена, которые сейчас переживает российская промышленность, я бы назвал периодом испытаний", - заявил первый зампред Думского комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, открывая пленарное заседание "Актуальные проблемы адаптации российской автомобильной промышленности к новым условиям сокращения рынка" в рамках Международного форума автомобильной индустрии "Автопром. Автокомпоненты" в Тольятти Самарской области.
По мнению парламентария, отечественный автопром в кризис всегда страдает больше других, поскольку напрямую зависит от курса рубля по отношению к другим валютам и состояния кредитного рынка: "Ситуация с ростом цен и падением спроса на автомобили, как мы помним, осложнилась еще в 2013 году и ухудшилась в 2014 и текущем годах. Правительство России предпринимает меры по поддержке этого сегмента экономики. Идет реализация подпрограммы "Автомобильная промышленность". С 1 апреля этого года вновь заработали программы льготного кредитования и утилизации автомобилей. Минпромторг планирует до конца 2015 года на поддержание спроса на автомобили направить еще 7 млрд руб. Все это, несомненно, помогает жить автопрому в нынешней непростой ситуации". Вместе с тем Гутенев подчеркнул, что падение объемов выпуска автомобилей в России заставляет сокращать свою деятельность и производителей автокомпонентов, у которых себестоимость производства также значительно возросла, а поддержки от государства они, в отличие от автопроизводителей, не получают.
"Союз машиностроителей России развитию автопрома и автокомпонентной отрасли уделяет особое внимание. По инициативе руководителя Союза Сергея Викторовича Чемезова нами создан Комитет по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности. Возглавляет его - президент АвтоВАЗа Бу Андерссон. При этом мы не только что-то обещаем, но и реально делаем. Мы готовы отстаивать интересы автомобильной отрасли. Однако, помогаем, в первую очередь, тем, кто является нашими членами", - заявил Владимир Гутенев. Следует отметить, что именно по инициативе СоюзМаш были запущены и в дальнейшем пролонгированы первые программы льготного кредитования и утилизации автомобилей. Есть примеры успешного лоббирования и в других отраслях, таких, например, как авиадвигателестроение. На основании поправки в бюджет на 2015 год, внесенной Гутеневым, производители авиадвигателей получили дополнительно 21 млрд. рублей на импортозамещение: "Это может и не такие большие деньги, но 3 завода их получили. Понятно, что производителей автокомпонентов - сотни, но, тем не менее, такая помощь им бы тоже не помешала", - убежден парламентарий.
По словам Гутенева, развитию автопрома в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства, прежде всего, за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями: "Почему до сих пор это не работает? Прежде всего потому, что сообщество неконсолидировано. А если и консолидировано, то не в полной мере. Получается же нам авиадвигателестроителей лоббировать, смогли расшить долги Сухого Суперджет, радиоэлектроника развивается, должно получиться и с автокомпанентщиками".
Кроме того, в своем выступлении первый вице-президент СоюзМаш России коснулся вопроса импортозамещения в автопроме: "С 2005 года зарубежные автопроизводители начали заключать с Минэкономразвития соглашения о промышленной сборке, что должно было стать одним из действенных механизмов импортозамещения". Прокомментировал парламентарий и проводимое АвтоВАЗом сокращение персонала: "Это не просто лишение людей работы из-за падения рынка. Результат этих шагов - повышение эффективности и увеличение выработки, сохранение производства на завтра, поскольку для повышения конкурентоспособности необходимо высокотехнологичное оборудование и оптимизация организации труда. Если бы это был КАМАЗ, Правительство могло бы пролонгировать госзакупки. Но здесь полностью действуют законы рынка".
Завершая выступление, Владимир Гутенев подчеркнул, что, несмотря на сложности, сложившаяся экономическая ситуация способствует ускорению процессов импортозамещения и локализации производства: "В ближайшей перспективе наши усилия будут направлены на то, чтобы поддержка отрасли со стороны государства была не просто продолжена, но и расширена. Считаю, что автопроизводители имеют возможность в ближайшие годы изменить ситуацию на рынке в свою пользу и увеличить рыночную долю. С одной стороны, общее снижение спроса и сокращение продаж будет иметь для них негативный эффект, с другой стороны, ослабление курса рубля и поддержка со стороны государства создают возможности для развития бизнеса, в том числе за счет расширения экспорта".
и-Маш