← Автомобильные грузоперевозки

Производители стройматериалов просят отсрочить ограничения на передвижение большегрузов

С июля этого года вступили в силу поправки в ФЗ "Об автомобильных дорогах..." и постановление правительства РФ № 1590 (от 27.12.2014), жестко регулирующие движение по дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Речь в основном идет о строительной технике. "Реализация данных ограничений для предприятий означает одно из двух - либо полный отказ от большегрузной техники и ее замену на менее грузоподъемную, либо использование этой техники с большим недогрузом. Оба варианта фактически разоряют предприятия отрасли" - с таким письмом обратилось к президенту РФ Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности стройматериалов (копия есть у "Ведомостей").
Ежегодный ущерб от автотранспорта со сверхнормативным весом Росавтодор оценивает в 2,6 трлн руб. в год, что почти вдвое превышает годовой объем дорожных фондов всех уровней (1,38 трлн руб. на 2014 г.).
Новые нормативные акты устанавливают предельно допустимые массы транспортных средств (вес автомобиля с грузом) и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств. Например, максимально возможная масса двухосного автомобиля - 18 т, трехосного - 25 т, четырехосного - 32 т, пятиосного - 35 т. Штрафы за нарушения для предприятий составят от 250 000 до 400 000 руб.
Больнее всего нововведения ударят по крупным подрядчикам. "Грузоподъемность машин используется теперь на 50-60%. Для осуществления одних и тех же задач необходим двойной пробег транспорта, что увеличивает расход топлива, расходных материалов и т. д.", - рассказывает представитель ИФСК АРКС. Это, по его словам, ведет к увеличению стоимости стройматериалов, которые доставляются автотранспортом: доставка инертных материалов и цемента уже увеличилась вдвое, нерудных материалов - на 20-40%, асфальтобетонных смесей - примерно на 30%. Кроме того, минимум вдвое увеличилось количество машин, доставляющих материалы на стройку, что неизбежно увеличивает пробки на улицах и нагрузку на экологию города, добавляет представитель "Мостотреста". Сроки доставки стройматериалов увеличились, повысились цены на бетон и асфальт, подтверждает Пьеррик Фоссей, руководитель строительных проектов FM Logistic.
"Необходимость привлечения большего числа машин усложняет логистику, может привести к перерывам в подаче бетона в месте укладки. Для тех объектов, где есть большие объемы бетонирования, сбой в доставке чреват затвердеванием бетона - <появлением> технологических швов, которые впоследствии приходится срезать", - объясняет представитель "Мостотреста". "Строители оказались в сложном положении: с одной стороны, увеличиваются затраты и сроки исполнения госконтрактов, с другой - новые ограничения не учитывают условий уже заключенных контрактов. Мы должны либо отказаться от большегрузной техники, которая закуплена в больших объемах, либо использовать ее с большим недогрузом. Оба варианта фактически разоряют предприятия отрасли", - резюмирует представитель АРКС.
Со сложностями могут столкнуться и производители большегрузных автомобилей. "Мы анализируем возможные последствия данных мер, а также прорабатываем возможность добавления в наш модельный ряд облегченных моделей строительных шасси", - сообщил коммерческий директор ООО "Скания-Русь" Сергей Яворский. Любое ограничение плохо, но "смертельного" ущерба для автовладельцев и автопроизводителей не будет, надеется сотрудник одного из российских автозаводов.
Как правило, спецтехника и тяжелые грузовики по дорогам общего пользования не ходят, объясняет он.
Производители стройматериалов просят власти ввести отсрочку вступления в действие новых правил до 1 января 2018 г. - им необходимо время для перехода к работе в изменившихся условиях. Задача сохранения дорог не решается, так как расчетное количество пробегов грузовой техники возрастает вдвое, а вывод большого количества техники из оборота снизит поступления в дорожные фонды, обосновывают свою позицию авторы письма.
Правила передвижения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств существовали и ранее, говорит представитель Росавтодора, но до настоящего времени их мало кто соблюдал, пользуясь отсутствием организованного контроля. Сейчас функции контроля - у Росавтодора (пункты взвешивания), Ространснадзора и ГИБДД (выписывание штрафов). В недалекой перспективе этот вопрос будет решен путем автоматизации системы весогабаритного контроля.
"Конечно, негативное влияние на строительные компании есть, но данный закон логичен и хорош для России. Он может ограничивать проезд тяжелых фур, а ведь именно их перегруз наносит максимальный урон дорожному полотну", - уверен Фоссей из FM Logistic.
Ведомости