Договоренность о сооружении понтонного моста через границу Российской Федерации и КНДР достигнута между главой Минвостокразвития Александром Галушкой и министром внешних экономических дел КНДР Ли Рён Намом.
Автомобильную переправу через пограничную реку Туманная (Туманган) планируется построить в рамках межправительственного соглашения о международном автомобильном сообщении. В настоящий момент создается совместная комиссия по сооружению моста на понтонах. "Корейская сторона в кратчайший срок сообщит российской о составе своей части рабочей группы и предлагает провести первое заседание во Владивостоке в следующем месяце", - сообщили Gudok.ru в Министерстве развития Дальнего Востока.
Пока единственный сухопутный переход между странами - железнодорожный мост "Дружба". Он был сдан в эксплуатацию в 1953 году. Максимальный объем грузоперевозок с Северной Кореей через данный пункт пропуска (участок Хасан - Туманган) достигнут в 1986 году, когда в обоих направлениях прошло около 4,8 млн тонн грузов.
После перестройки произошел глубокий спад товарообмена, но сегодня грузопоток на данном направлении набирает обороты - через погранпереход Хасан - Туманган только в первом полугодии перевезено 787,5 тыс. тонн внешнеторговых грузов, что почти в десять раз превышает прошлогодний результат.
Основу грузопотока составляет уголь. Он идет из России по железной дороге в северокорейский порт Раджин, где расположен терминал СП "РасонКонТранс", откуда уже морем следует в Южную Корею и Китай. Законтрактованный объем грузов для перевозки через Раджин на 2015 год составляет 1,2 млн тонн. Среди отправителей - ООО "СУЭК - Хакассия", АО "Томусинское погрузочно-транспортное управление", ООО "Восточно-Бейский разрез", уточнили в Территориальном центре фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД". Кроме транзитного угля, в КНДР в адрес местных потребителей в вагонах везется из России лес, нефтепродукты, метизы, машины и оборудование.
В Минвостокразвития ожидают дальнейшего развития железнодорожных перевозок. Линия Хасан - Туманган - Раджин в ближайшие годы должна выйти на ежегодный грузооборот 5 млн тонн. Номенклатура перевозимых грузов может расшириться за счет металла. Сегодня группой компаний "Север", которая ведет бизнес с северокорейскими партнерами, прорабатываются варианты бартерных поставок. В качестве одного из них рассматривается обмен российского сырья на продукцию черной металлургии, в том числе выпускаемой на заводе им. Ким Чхака.
Товарооборот между соседями будет расти также за счет продукции сельского хозяйства, товаров народного потребления, стройматериалов и другой номенклатуры, предполагает Ли Рён Нам. Для транспортировки таких грузов целесообразно привлекать и автомобилистов.
Как отметил профессор кафедры "Эксплуатация автомобильного транспорта" Тихоокеанского государственного университета Владимир Данилов, российские автоперевозчики пока не имеют возможности прямой доставки груза в КНДР. Хотя можно завозить товары в Северную Корею через пункт пропуска Краскино в Приморском крае и далее через китайскую провинцию Цзилинь, но власти Китая пока не разрешают россиянам осуществлять транзит по этой схеме. В настоящее время, уточнил Владимир Данилов, более 80% автомобильных грузоперевозок между КНР и дальневосточными регионами России (дальностью до 200 км от границы) выполняет российская сторона.
В Минвостокразвития признают, по некоторым оценкам сегодня до трети экспорта из Китая в Северную Корею - до $900 млн - составляют товары российского происхождения. "Минимизация посредничества третьих стран в поставке продукции из России в КНДР позволит не только снизить на нее цены, но и повысить контроль за качеством поставок", - считают в министерстве. Поэтому одной из договоренностей между Александром Галушкой и Ли Рён Намом, отраженной в совместном протоколе, стала готовность корейской стороны проанализировать торговый оборот между РФ и Северной Кореей, проходящий через третьи страны. Анализом займется Таможенная служба КНДР. По итогам работы российской стороне будет предоставлена соответствующая информация.
Гудок