Более сотни грузовых судов пришло в сирийские порты за последние недели, что резко контрастирует со спадом коммерческого судоходства, наблюдавшемся до начала российской военной операции, пишет Reuters.
В конце августа в Тартсу прибыли лишь семь судов, но за неделю с 5 по 11 октября число судозаходов подскочило до 29, сообщает агентство со ссылкой на данные, собранные британской компанией Pole Star. По ее оценке, всего с середины сентября по 21 октября в Тартус пришли 95 судов.
Латакию, по данным Pole Star, за тот же период посетили 34 судна. По сведениям, полученным Thomson Reuters Eikon, с середины сентября в Латакию и Тартус зашли не менее 60 судов. Агентство отмечает, что данные от разных компаний могут различаться, так как для учета применяются разные методы и используются разные источники информации.
По оценке еще одного источника, отслеживающего интенсивность судоходства, с начала сирийского конфликта в 2011 году она снижалась. По этим сведениям, за прошедший год в среднем в Тартус заходили по 10 судов в неделю, а в Латакию - по 6 судов, пишет Reuters.
Агентство со ссылкой на данные о перевозках, судоходстве и международные торговые источники сообщает, что морские поставки в Сирию осуществлялись из России, черноморских портов, таких как Констанца в Румынии, а также из Ливана и Египта.
По информации источников Reuters, среди поставок были как грузы военного назначения, так и зерно, сахар и топливо. Часть поставок, рассказали собеседники агентства, осуществлялась по заказам российского и сирийского правительств, а остальное было частной инициативой. По словам одного из источников в торговле, поставки сахара-сырца резко увеличились в последние три недели после месяцев слабого импорта.
С 1 июля Россия поставила в Сирию 71 тыс. т зерна в качестве гуманитарной помощи, пишет Reuters со ссылкой на данные по экспортной статистике, озвученные замдиректора департамента стратегического маркетинга транспортной компании "Русагротранс" Игорем Павенским. По его словам, это составляет 88% всего российского экспорта в Сирию за весь предыдущий сезон поставок 2014-2015 года.
По словам ближневосточного источника агентства, связанного с торговлей сырьем, "доставка грузов в настоящий момент сложна и хаотична". Он связал это с активизацией действий России. Собеседник агентства отметил, что стоимость доставки грузов в Сирию контейнеровозом подскочила за последние две недели на 25% до $80 за тонну.
Источник Reuters в международной оружейной отрасли, знакомый с поставками вооружений на Ближний Восток, сказал, что Россия поставляет в регион боеприпасы, тяжелые вооружения, бомбы, электронное оборудование, устройства для прослушивания и глушения. Все это доставляется главным образом по морю, но также и по воздуху, отмечает агентство.
Представитель "Рособоронэкспорта" Вячеслав Давиденков сказал Reuters: "Мы никогда не комментируем сроки, даты, способы и число поставок. Без комментариев".
Агентство подчеркивает, что ему не удалось независимо подтвердить характер грузов, доставленных судами в Сирию. Представитель российского правительства сказала Reuters, что Москва не делала никаких заказов на доставку грузов в Сирию. Представитель Минобороны России отказался от комментариев.
РБК