В конце 2015 года "Опора России" подготовила законопроект, который облегчит налоговое бремя малым предпринимателям, работающим с фурами массой более 12 т. Для них предлагается отнести платежи в системе "Платон" в часть расходов, что уменьшит налогооблагаемую базу. Письма с просьбой поддержать проект министру транспорта Максиму Соколову и министру финансов Антону Силуанову отправлены за подписью главы "Опоры" Александра Калинина. В конце января 2016 года ему ответило Министерство финансов - ведомство поддержало проект и внесло его в правительство (соответствующее письмо есть у редакции).
В середине ноября 2015 года вступил в силу закон о взимании платы с грузовиков с массой более 12 т за проезд по федеральным трассам. Плата для фур составляет 1,53 рубля за 1 км, с 1 марта этого года - 3,06 рубля за 1 км. Предприниматели с общей системой налогообложения, у которых налог на прибыль составляет 20%, учитывают плату за проезд по федеральным трассам в составе расходов. А вот у небольших владельцев бизнеса с упрощенной системой налогообложения по формуле "доход минус расход" и налогом в 15% ситуация другая: они не могут отнести плату в счет возмещения ущерба трассам в перечень затрат - действующее законодательство не позволяет этого сделать.
Поэтому "Опора России" (организация представляет интересы малого и среднего бизнеса) предложила подкорректировать статью 346.16 Налогового кодекса, где обозначен весь перечень расходов, на который можно уменьшить доходы. В нее следует добавить "плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общегопользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т", говорится в разработанном проекте закона.
Руководитель центра экспертизы и аналитики "Опоры России" Иван Ефременков подчеркнул, что предложение по плате по системе "Платон" касается только тех предпринимателей, которые применяют "упрощенку" по системе "доходы минус расходы" с налогом на прибыль 15%. Предпринимателей на "упрощенке" по системе "доходы" с налогом на прибыль в 6% эта инициатива не учитывает, поскольку здесь налоговая база рассчитывается без расходов. По данным "Опоры" за 2014 год, 35% предпринимателей с упрощенной системой налогообложения применяют систему "доходы минус расходы". Точных данных о том, какой именно налоговый режим применяет водители большегрузов, нет ни у "Опоры", ни у самих дальнобойщиков.
Ефременков уверен, что инициатива "Опоры России" будет способствовать легализации предпринимателей-водителей большегрузов, работающих "в тени".
- Имея возможность снизить налоговую нагрузку, некоторые из них выберут правовое поле для ведения своей деятельности, - говорит он.
В Минтрансе затруднилась ответить "Известиям" и "Опоре России" по существу, но 29 января ответ в "Опору" пришел от директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Ильи Трунина. В письме говорится, что Минфин внес проект закона с поправками в Налоговый кодекс в правительство.
Партнер юридической компании Herbert Smith Freehills Олег Коннов полагает, что "Опора" пытается решить эту конкретную проблему с учетом платежей не с того конца.
- Глобальная проблема состоит в том, что платежи за использование федеральных трасс по своей природе являются фискальными и должны быть включены в Налоговый кодекс в качестве отдельного налога, а не записываться в расходы, - говорит Коннов. - Признав выплаты налогом, следует размышлять об уменьшении налогового бремени на предпринимателей.
Напомним, в декабре 2015 года начался спор о легитимности "Платона", когда депутаты Госдумы от фракции КПРФ направили в Конституционный суд запрос о соответствии введенной системы Конституции. Законотворцы считают, что "Платон" не соответствуют ст. 57 Основного закона, по которой каждый обязан платить "законно установленные" налоги и сборы. Уже на следующей неделе суд может рассмотреть этот вопрос.
Водители большегрузов, критикуя новый сбор, упирают на то, что сейчас они платят в бюджет трижды: топливные акцизы, транспортный налог и теперь по системе "Платон". К 1 апреля 2016 года Владимир Путин поручил разработать предложения по отмене обязанности дальнобойщиков платить транспортный налог. Например, сейчас рассматривается возможность вычета платы по "Платону" из транспортного налога.
Известия