Руслан Воронцов, начальник отдела продаж ООО "Транспореон" считает, что в происходящей в настоящее время "войне фур" страдают не только сами компании-перевозчики и их сотрудники, но и конечные потребители - за счет удлинения логистических маршрутов, увеличения затрат на топливо, паром и перегрузки возрастает стоимость доставки груза и его цена на полках магазинов для конечных покупателей. Наиболее болезненно ситуация отразилась на направлении Южная Европа - Россия. Сравните: если 12 января 2016 года стоимость заказа фуры с юга Италия до Москвы составляла 3200 евро, то сегодня она достигает 4700 евро.
Безусловно, самое позитивное сообщение последних дней - это договоренность между Польшей и Россией о продлении до 15 апреля переходного периода, во время которого грузоперевозки между двумя странами могут осуществляться по специальным разрешениям. Поэтому в оставшееся время необходимо пересмотреть данную проблему в сфере грузоперевозок глобально, с пониманием того, что большинство грузов, направляющихся автотранспортом в Россию, консолидируются именно в Польше. Это решение -- даже не на уровне Польша-Россия, а на уровне ЕС-Россия.
Сейчас Польша находится в более выгодном положении, учитывая фактический запретна транзит через территорию Украины для российских грузоперевозчиков и длительные простои машин на границе с Белоруссией и Литвой. При этом договориться с Польшей о транзите точно можно было заранее - ведь проблема с "дозволами" появилась не сегодня и даже не вчера. Вспомните события пятилетней давности в январе 2011 года, когда схожая ситуация сложилась в сегменте польско-российских грузоперевозок. Тогда проблему не решили, и сейчас на границе России с Белоруссией и Литвой образовались гигантские очереди из-за ограниченной пропускной способности. Я думаю, что наиболее разумно в этих условиях - признать мнение польской стороны, сводящееся к тому, что вид разрешения должен определяться не по месту дислокации грузовладельца, а по месту загрузки транспортного средства.
Что касается дальнейшего развития ситуации: если украинские власти не захотят или не смогут определить порядок проезда российских машин по своей территории, то это будет иметь серьезные последствия для выстраивания дальнейшей логистики на маршруте ЕС-Россия.
Во-первых, мы уже наблюдаем перераспределение грузовых потоков на маршруты через Белоруссию и Прибалтику. Во-вторых, многие грузовладельцы стали задумываться о доставке грузов по маршруту Европа-Россия другими видами транспорта - железнодорожным и морским. С юга Европы (Италия, Испания и пр) груз морем идет до портов Клайпеды, Риги, Таллина, Санкт-Петербурга и далее доставляется до места автотранспортом. Что касается
центральной Европы, то оттуда груз отправляется сначала по железной дороге до портов Гамбурга, Роттердама и далее морем до вышеуказанных Прибалтийских портов и Санкт-Петербурга. Однако сроки доставки при этом изменились, точнее, значительно выросли - то, что раньше ехало одну неделю, теперь доставляется целых две, а то и три.
РЖД-Партнер