Дорожники России и Финляндии договорились о сотрудничестве в рамках адаптации на российских трассах передовых зарубежных технологий для беспилотного транспорта, а также BIM-моделирования дорожных объектов. Такая договоренность достигнута между Росавтодором и Агентством транспорта Финляндии в рамках встречи руководителей ведомств на XXXI Международном зимнем дорожном конгрессе в городе Тампере.
За основу предполагается взять успешный опыт создания инфраструктуры для передвижения машин-беспилотников в рамках тестового проекта "Aurora", который в настоящее время реализуется в Финляндии. Данная технология автопилота представляетсобой комплекс программных и технических электронных средств обеспечивающих беспилотное управление автомобилем за счет выбора определенных ключевых сценариев дорожной ситуации в режиме реального времени.
Аналог такой системы для беспилотного транспорта уже тестировался на автомобильных дорогах Калифорнии (США). Учитывая разницу в климате, Агентство транспорта Финляндии в настоящее время тестирует работу системы в сложных погодных условиях, прежде всего в зимний период.
При этом, отдельные элементы системы "Aurora" уже сейчас разрабатываться в Российской Федерации. Кроме того, учитывая интенсивность и объемы автомобильного трафика между Россией и Финляндией, российские дорожники выразили готовность приступить к совместной работе с финскими коллегами в рамках изучение степени доверия к данной системе со стороны грузоперевозчиков и простых автомобилистов.
В ходе переговоров между Росавтодором и Агентством транспорта Финляндии также достигнута договоренность об объединении усилий по развитию и применению в дорожном хозяйстве BIM-моделирования. В 2016 году будет организован ряд встреч дорожников двух стран для обмена опытом работы с информационными моделями объектов. Это позволит расширить область применения таких технологий и добиться их совершенствования.
Строительство и эксплуатация инфраструктурных сооружений с учетом BIM-моделирования предполагает сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической и экономической информации об объекте. При необходимости изменения какого-то отдельного параметра, система автоматически подстраивает под него остальные элементы, вплоть до чертежей, визуализаций и календарного графика.
В качестве одной из составляющих BIM-моделирования на стадии эксплуатации объекта Агентством транспорта Финляндии в настоящее время внедряется еще одного техническое ноу-хау - 3D-технологии на основе лазерного сканирования (в рамках проекта "Pehko"). Применение данного метода дает возможность значительно сэкономить средства по сравнению с традиционными способами оперативного анализа состояния дороги и выявления дефектов покрытия, позволяет дорожникам принимать своевременные меры по недопущению развития деформаций в результате изменения водно-теплового режима земляного полотна. Также эта технология применяется для диагностики участков автомобильных дорог до и после ремонта, а также с целью оценки состояния разметки, знаков, барьерных ограждений.
По итогам рабочей встречи руководителей Росавтодора и Агентства транспорта Финляндии обе стороны выразили совместную заинтересованность в дальнейшем продвижении 3D-технологий на основе лазерного сканирования, а также оптимизации процессов проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
Необходимо отметить, что пилотные проекты с применением BIM-технологий уже реализуются Росавтодором на двух объектах капитального ремонта на федеральных трассах нашей страны.