В связи с прекращением грузоперевозок между Россией и Польшей, вызванным проблемами с получением разрешений на транзит, 21 февраля был запущен паром из Балтийска (Калининградская область) в Засниц (Германия). Паром по этому маршруту запускался и ранее (например, в 2011 году), и происходило это тоже на фоне спорных российско-польских ситуаций с транзитом, однако эти рейсы приостанавливались, как только ситуации разрешались. Объясняется это просто - перевозка грузов автотранспортом по сухопутному маршруту обходится дешевле, чем паромом. Но в этот раз есть шанс, что паромная линия продолжит свою работу на постоянной основе вне зависимости от того, останется ли ситуация конфликтной или разрешится.
Напомним, 1 февраля грузовой автомобильный транзит между Россией и Западной Европой через Польшу остановился. Россия не пропускала польские грузовики на свою территорию, и наоборот, поскольку страны не смогли договориться о количестве разрешений для грузовых автомобилей на транзитные перевозки из третьих стран. После продолжительных переговоров 20 февраля страны временно урегулировали конфликт вокруг трансграничного движения грузового автотранспорта, обменявшись временными квотами на транзит в объеме по 20 тыс. для каждой стороны на грузовые автоперевозки до 15 апреля и официально возобновили грузовое сообщение. На следующий день был пущен первый паром на линии Балтийск-Засниц. Официальное открытие паромной линии, назначенное на 24 февраля, было отменено.
"Перед открытием паромной линии огромный интерес к ней проявляли перевозчики как из Калининградской области, так и из других регионов России. Всего в период с 17 по 19 февраля было подано порядка до 300 заявок. Но все это происходило ровно до того момента, когда замминистра транспорта РФ Николай Асаул не заявил, что обо всем с поляками договорились. Тут же пошли отказы", - рассказывает Юрий Пятанов, директор компании-фрахтователя ООО "Транс-Эксим" и президент ассоциации морских агентов и экспедиторов Калининградской области.
"Мы надеялись, что в этот раз паромная линия не станет "разменной монетой" на переговорах с поляками по "дозволам" (от польского польск. dozwole разрешение - прим. ред.), но как видно, ошиблись. Сейчас чего-то добились, а что дальше? В случае, если линия закроется, найдет ли Минтранс компанию, которая поставит паром к следующим переговорам паром к 15 апреля? Как посмотрят наши партнеры в России и Германии и судовладелец, компания "БФИ", на то, что линия вновь не заработала, какой имидж в случае отмены будет у России?"
Впрочем, закрытие линии - это самый худший сценарий, - считает Юрий Пятанов. При благоприятных обстоятельствах, по его оценкам, загрузка парома "Петербург", который может брать на борт до 80 автопоездов, будет составлять порядка 60% в обе стороны. Определенную надежду на то, что в ближайшее время паром будет востребован, вселяет тот факт, что "дозволов" выдано меньше, чем было в предыдущий период.
"Мы считаем, что сейчас настал именно тот момент, когда можно запустить процесс организации паромного сообщения из Балтийска в Германию на постоянной основе: есть взаимная заинтересованность автоперевозчиков и судовладельца, найден компромисс по ставке при перевозке автопоезда на пароме при выполнении трех кругорейсов в неделю. Но надо иметь в виду, что паром рентабелен при загрузке не менее 75%. В связи с этим, на первые три месяца, нужна финансовая поддержка в размере около 10 млн руб. в неделю. По мере наработки грузопотока, размер финансовой помощи существенно сократится", - считает директор компании-фрахтователя.
Морские вести России