Росавтодор ищет инвесторов, способных профинансировать создание системы весового контроля грузовиков на принципах государственно-частного партнерства, сообщают "Ведомости". К 2021 г. на федеральных трассах должна быть развернута сеть из 400 автоматизированных постов весогабаритного контроля, говорил несколькими днями ранее министр транспорта Максим Соколов.
Инвестиционным консультантом по этому проекту Росавтодор выбрал компанию Vegas Lex, с которой уже сотрудничал, внедряя систему "Платон".
Российские законы устанавливают для автопоездов ограничение по массе - до 44 т. За превышение разрешенной массы на 2% и более Ространснадзор штрафует грузоотправителей на сумму от 100 000 до 500 000 руб. за каждое нарушение, а перевозчиков - от 1000 руб. В феврале - марте 2016 г. Центр мониторинга безопасности дорожного движения Росавтодора выявил 204 116 таких нарушений.
Пока в этом центре действует 71 пункт наблюдения (в пилотном режиме), в системе Ространснадзора их 168; за 10 месяцев прошлого года Ространснадзор проверил 82 000 грузовиков и выявил более 22 000 нарушений. Сколько штрафов заплатили нарушители, надзорная служба не раскрывает. Если бы штрафы взимались за все нарушения, выявленные Росавтодором, то с середины прошлого года государство собрало бы уже 182 млрд руб., подсчитал один из консультантов, - больше, чем система "Платон", взимающая с владельцев 12-тонников плату за проезд по федеральным дорогам.
Общая стоимость проекта не превысит 20 млрд руб., но многое зависит от формата инвестиций и эксплуатации системы, говорят два консультанта автодорожной отрасли.
Обсуждается вариант концессии с уплатой инвестору концедента, штрафы же по-прежнему будет собирать Ространснадзор - такая схема гарантирует инвестору возврат средств, согласен один из консультантов. По аналогичной схеме работает и "Платон": государство платит оператору системы - компании "РТ-инвест транспортные системы" (РТИТС) от 10,6 млрд руб. в год за ее обслуживание.
В Минтрансе считают логичным со временем объединить планируемую систему с "Платоном" в одну сеть. Представитель РТИТС подтверждает, что технически интегрировать две системы возможно.
Оборудование для новой системы обойдется в 7-10 млрд руб., считает Евгений Мазур из "НЭО центра", но кроме этого придется потратиться на центр обработки данных, электроснабжение и т. д. Цена одного пункта контроля - 20-30 млн руб., говорит представитель Росавтодора. В пересчете на всю сеть - с учетом уже построенного 71 пункта - выходит 6,5-9,7 млрд руб. По его словам, Росавтодор планирует довести число пунктов взвешивания до среднеевропейского уровня: восемь на 1000 км пути.
Концессионером системы может стать компания-интегратор, специализирующаяся по системам учета на автодорогах: например, IBS, "Стройинвестпроект-M", "Тензо-М", "А-глобал", перечисляет Мазур; в конкурсе могли бы поучаствовать и структуры крупных банков вроде ВТБ и Газпромбанка. Представитель IBS сообщила, что эта компания уже три года занимается пилотными проектами по созданию пунктов весового контроля для Росавтодора и участие в проекте ей было бы интересно.
Если статистика Росавтодора верна, проект окупится за два-три года, а Минтранс получит недостающие средства на строительство дорог в регионах, особенно с учетом недобора денег по "Платону", замечает консультант по автодорожным проектам. Непонятно только, почему Минтранс не хочет собирать все эти платежи напрямую, а привлекает к этому частные компании, замечает один из активистов протестующих против "Платона" дальнобойщиков - Андрей Бажутин.
По мнению экспертов, на рынке перевозок есть потребность в максимально прозрачной системе контроля за перевесом и лучше всего, если она будет автоматизированной: сейчас ситуация стимулирует водителя "договориться" с контролером на месте, иначе машину могут отправить на стоянку до уплаты штрафа. Такая система, по мнению участников отрасли, поспособствует контролю грузоотправителей и транспортников за соблюдением нормативов загрузки.
Ведомости