← ЭДО, ИТ в логистике

"Автодор-телеком" предлагает МТС, "Вымпелкому" и Tele2 стать его партнерами

"Автодор-телеком", дочернее предприятие госкомпании "Автодор", собирается зарабатывать на инфраструктуре мобильной связи, рассказал "Ведомостям" партнер "Автодор-телекома" и подтвердила представительница "Автодора" Екатерина Варенова.
Сотрудники трех сотовых операторов говорят, что "Автодор" предлагает МТС, "Вымпелкому" и Tele2 арендовать сотовые вышки вдоль крупных трасс в нескольких регионах России. Пока "Автодор-телеком" не располагает развитой инфраструктурой, но готов начать строительство в любой момент - после того как заключит договор с одним из операторов, говорят они. Человек, знакомый с менеджерами "Автодора", знает только об объектах, уже построенных компанией, из которых арендованы два.
Варенова объясняет, что госкомпания совместно с операторами сотовой связи и под эгидой Минкомсвязи могла бы предложить вышки радиорелейной связи, установленные вдоль автодорог, для оборудования сотовых операторов.
Обеспечить полное покрытие федеральных автотрасс сотовой связью в 2012 г. Владимир Путин поручил Минкомсвязи и дал срок до конца 2013 г. По данным мониторинга Роскомнадзора, МТС покрывает 94% примерно из 27 700 км федеральных трасс, "Мегафон" - 94,7%, "Вымпелком" - 89,8%, Tele2 - 75,7%.
Инфраструктурная компания "Вертикаль" владеет вышками в Москве и Московской области и сдает их в аренду МТС, "Мегафону", "Вымпелкому" и Tele2. Основатель "Вертикали" Георгий Чумбуридзе на деловых встречах упоминает о своей дружбе с гендиректором "Мегафона" Иваном Тавриным, сообщали "Ведомостям" знакомые Чумбуридзе.
Сотовая связь на автотрассе - необходимое условие работы системы оповещения о ДТП "Эра-Глонасс"; сотовой связью пользуются бортовые устройства системы сбора платежей "Платон" - ее обслуживает "Мегафон", стоимость контракта на 12,5 года - 10 млрд руб.
Собеседники "Ведомостей" во всех трех операторах говорят, что финансовые условия, которые предлагает "Автодор-телеком", не слишком интересны. Аренда вышек, рассчитанная "дочкой" госкомпании, примерно на 30% выше рыночной, констатирует один из них. Дороговизна объясняется тем, что "Автодор-телеком" имеет доступ к ресурсам самого "Автодора", рассказывает другой собеседник, а именно может строить вышки на так называемой территории отчуждения вдоль дорог (это расстояние между трассой и границей землеотвода), имеет льготное подключение к электросетям и опоры, на которых можно размещать оборудование операторов. Строить вышки за пределами зоны отчуждения трудно - оформление земли на оператора включает в себя много этапов, сетует он.
Варенова уверяет, что "Автодор-телеком" нельзя считать монополистом в создании придорожной инфраструктуры сотовой связи: операторы могут устанавливать и собственные вышки в полосе отвода дорог. Она подчеркивает, что "Автодор" предлагал им это сделать и продолжает предлагать.
Кроме того, продолжает Варенова, сегодняшние условия аренды вышек АО "Автодор-телеком" не окончательные: есть техническое решение, которое позволяет снизить издержки на установку объектов инфраструктуры для мобильной связи и, соответственно, уменьшить стоимость их аренды. Варенова обещает, что опыт установки вышек на тестовом участке автомагистрали "Автодор" распространит и на другие регионы.
Заместитель гендиректора "Русских башен" (строит и сдает вышки в аренду операторам) Дмитрий Нелюбов говорит, что средняя ставка аренды сотовой вышки составляет 40 000 руб. в месяц. Построить вышку вне зоны отчуждения действительно можно, подтверждает он, - если она будет расположена одновременно близко и к трассе, и к населенному пункту: вышку нужно обеспечить электропитанием. А на трассах вдали от сел и городов строить своими силами трудно: придется подключать к источнику электропитания, принадлежащему "Автодору", объясняет Нелюбов.
В качестве тестового участка рассматривается уже введенный "Автодором" в эксплуатацию объезд Вышнего Волочка - часть автодороги М11, говорит Варенова. На этом участке "Автодор-телеком" создал необходимую инфраструктуру, в том числе построил четыре вышки, и на двух из них уже размещено оборудование "Мегафона". "Автодор" и "Автодор-телеком" ведут переговоры с тремя оставшимися операторами "большой четверки" (МТС, "Вымпелкомом" и Tele2) об их участии в проекте и разрабатывают технические схемы устойчивого покрытия сотовой связью автодорог, заключает Варенова.
Заявление "Автодора" по поводу оборудования на его вышках представитель "Мегафона" не комментирует. Представители "Вымпелкома" и Tele2 подтвердили, что переговоры с "Автодор-телекомом" велись, но детали обсуждения решили не сообщать. Представитель МТС Дмитрий Солодовников сказал, что оператор до сих пор находится в переговорном процессе и его исход предугадать трудно.
В системе "СПАРК-Интерфакс" зарегистрирована одна компания с названием "Автодор-телеком". Это АО, его учредителем с 2003 г. значится Геннадий Ханин. По словам Вареновой, у "Автодора" сейчас 51,49% "Автодор-телекома".
Ведомости