В марте реализация вагонов заводами СНГ составила 2 157 ед., что ниже на 26% уровня марта 2015 г. и на 8% уровня февраля 2016 г.
Падение реализации в сегменте типовых вагонов на тележках 18-100 и ее аналогах к марту 2015 г. составило 20%.
В третьем месяце текущего года было списано рекордное количество подвижного состава - 18,1 тыс. вагонов, из них 10,9 тыс. ед. - это полувагоны.
Размер неисправного парка составил около 106,6 тыс. ед. на конец марта. Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав на сети РЖД - около 1 016 тыс. вагонов. Реальный профицит парка сократился до 103 тыс. ед. (из них полувагонов - 25 тыс. ед.).
Эксперты прогнозируют дефицит подвижного состава и предлагают дополнительно поддержать операторов. Как следует из исследования Сбербанка, в 2017 г. рынок железнодорожных перевозок может измениться. Если сейчас условия во многом диктуют покупатели услуг, то в следующем году вернется рынок продавца. В частности, в мае-октябре текущего года может образоваться сезонный дефицит в 10-15 тыс. полувагонов.
Ситуацию может простимулировать ускоренная консолидация парка. Аналитический центр при правительстве России направил в советы операторов и потребителей при РЖД анализ разработанного ГТЛК плана консолидации парка полувагонов (200 тыс. ед.). По прогнозу аналитического центра, со временем вагонный парк будет сокращаться, а грузооборот - расти. В 2016 г. он прибавит 1%, в результате цена аренды типового полувагона вырастет с нынешних 550-650 руб./сутки до 1 100 руб./сутки к концу года (включая НДС). Это позволит консолидированному оператору взять на себя обслуживание задолженности перед лизинговыми компаниями за нанятые или купленные полувагоны (340 млрд руб. на текущий момент).
Одновременно с этим Трубная грузовая компания (ТГК) купила структуры "Рейлтрансхолдинга", которые управляют вагонами "ВЭБ-лизинга". Владелец ТГК уточнил, что речь идет о 37 тыс. вагонов. Кроме того, компания также планирует приобрести "УВЗ-Логистик". По подсчетам агентства "Infoline-аналитика", в результате этих сделок парк ТГК достигнет 81 500 вагонов. По этому показателю компания станет третьей в стране после ПГК и ФГК.
Однако ФАС уже предупредила, что может оспорить сделки по консолидации парка вагонов. ФАС считает необходимым вынести вопрос "целесообразности и уместности консолидации парка грузовых вагонов" на площадку правительственной комиссии по транспорту. Кроме того, служба указывает, что сама по себе идея удорожания противоречит выбранному правительством курсу на недопущение увеличения нагрузки на грузоотправителей.
В соответствии с программой поддержки транспортного машиностроения на 2016 г. в ближайшее время, как ожидается, будут приняты правила предоставления субсидий покупателям инновационных вагонов (до 7 млрд руб.) и их производителям (до 3 млрд руб.).
В сегменте вагонов нового поколения ситуация стабильна: практически 100% произведенных в марте в РФ полувагонов были на тележке с повышенной осевой нагрузкой. Эксплуатация вагонов нового поколения по-прежнему демонстрирует высокую эффективность перевозок. По данным статистики эксплуатации парка на тележке Барбер, в марте средний грузооборот на 1 полувагон с увеличенной осевой нагрузкой составил около 520 тыс. т-км, в то время как на 1 типовой полувагон - 248.
РЖД-Партнер