Свердловская область интересна как торговый партнер практически всем странам мира. Такое заявление сделал на заседании комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями СОСПП участник объединения, президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин.
По его словам, сейчас осуществлять торговлю с регионом не стремятся только четыре государства - Украина, страны Балтии и Польша. Это обусловлено политическими разногласиями.
Свердловская область ведет торговлю со 143 странами мира. Только за первые три месяца 2016 года, по данным главы УТПП, уже заключены и осуществлены контракты со 112 странами мира. Среди партнеров, интересных Свердловской области, Андрей Беседин отметил страны СНГ, Африки, Юго-Восточной Азии и Китай.
"В отношениях с Китаем серьезная деформация произошла в сторону экспорта. В отдельные кварталы наши поставки в Поднебесную опережают импорт. Китайцы стали интересоваться российскими товарами. Если они понимают, что отсюда продукцию привезти дешевле, чем производить самостоятельно, то они берут у нас", - отметил Андрей Беседин.
В целом Свердловская область сохраняет позиции экспортно-ориентированного региона. Соотношение экспорта к импорту составляет примерно два к одному.
Наряду с достижениями, глава Уральской торгово-промышленной палаты отметил и проблемы в развитии торговых отношений между Свердловской областью и зарубежными партнерами.
Так, в рамках санкционного режима со странами Евросоюза произошло сокращение товарооборота. В среднем показатель снизился почти на 40 процентов, по отдельным странам он уменьшился на 60 и даже 90%.
"С США, которые в свое время начали санкционную политику, мы, как ни странно, увеличили за два последних года товарооборот в 2,5 раза. В большей степени это, конечно, сотрудничество с госкорпорацией ВСМПО-АВИСМА. Но опасность заключается в том, что покупатели титана - США, Великобритания, Германия и Канада ищут альтернативные пути обеспечения титаном производства в ракетно-космической отрасли. Нам нужно усиливать традиционные позиции и искать пути для укрепления на новых рынках", - заявил Андрей Беседин.
Президент Уральской торгово-промышленной палаты упомянул о японской практике, когда были созданы по всему миру торговые бюро с целью продвижения товаров и территорий.
Участник заседания СОСПП Александр Трахтенберг считает, что региональные власти не слишком активно занимаются этим проектом:
"Идея создания сети торговых бюро Свердловской области за рубежом обсуждается уже давно, но ничего не происходит. И это тоже "заслуга" чиновников Минпрома".
Эксперт раскритиковал существующий подход, где ключевой недостаток - отсутствие системности в развитии внешнеэкономических отношений, в первую очередь, в части экспорта.
"Мы все привыкли к представлению: "Свердловская область - это экспортоориентированный регион", но в чем эта ориентированность не очень понятно. Да, абсолютная цифра экспорта весьма впечатляет, да, доля экспорта во внешнеэкономическом обороте в целом заведомо больше половины - все это верно. Но нет другого - системы. Увы, чиновники никогда не отмечались в системности. Экспорт в явном виде должен присутствовать, если не везде, то в ключевых документах, а этого близко нет. Если же говорить о цифрах, например, доли экспорта в обороте всех организаций, то эта цифра, мягко говоря, не впечатляет. Даже в некоторых регионах РФ, никак не относящихся к территориям с хорошим экспортом, эта доля куда выше", - считает Александр Трахтенберг.
Участник заседания СОСПП отмечает, что планы по развитию внешнеэкономических связей в региональном министерстве промышленности и СОСПП не совпадают критически.
"Разница цифр экспорта, на которые следует выйти к 2030 году, является показательной. Минпром дает цифру чуть больше 10 млрд. долларов, промышленники - 25 млрд долларов. Как говорится, почувствуйте разницу: Простые арифметические действия позволяют сделать вывод - закладывается относительное снижение экспорта. Это абсолютно недопустимо и неприемлемо", - говорит Александр Трахтенберг.
Эксперт настаивает на том, что в самое ближайшее время необходимо вносить коррективы в набор задач в областной закон "Стратегия 2030", включив в явном виде упоминание об экспорте.
JustMedia