По данным Росстата, российское производство плит из древесины сократилось на 0,4%, до 6,8 млн условных кубометров в прошлом году (в январе-июне 2016 года сделано 3,3 млн куб. м). В этой отрасли сработало импортозамещение: почти 95% плит в стране - российские. А китайские и европейские из-за курса рубля стали дороже и не выдерживают конкуренции с отечественными производителями.
Половину современных плит MDF и HDF (древесноволокнистые плиты ) потребляют мебельные фабрики, еще треть забирают производители напольных покрытий, а на строительство приходится 20%. Доля ДСП (древесно-стружечная плита) в мебели сокращается, а волокнистых растет, как и в Европе. Объем российского рынка MDF и HDF - более 2,5 млн куб. м в год и он сужается, а производство выросло до 3 млн, после того как турецкая компания Kastamonu в апреле удвоила свое производство в особой экономической зоне "Алабуга" до 925 000 куб. м в год. Теперь в Татарстане выпускается больше всего российских MDFи HDF.
Ближайшие конкуренты Kastamonu - подмосковная "Кроношпан" (входит в австрийскую Kronospan Holding East Limited) и "Кроностар" в Костромской области (входит в швейцарскую Swiss Krono Group) производят 384 000 и 430 000 куб. м соответственно. "Кроношпан" построил завод в Уфе, мощности пока не раскрываются. "Мы также купили мебельную фабрику "Электрогорскмебель" в Подмосковье, на обоих предприятиях будут запущены линии по производству MDF", - сказал представитель "Кроношпана". "Кроностар" оценивает свою долю на отечественном рынке в 20%. "Сейчас все меняется: тем, кто привозил MDF из Европы и Китая, теперь это стало дорого, спрос на плиты российского производства сейчас очень высокий, - говорит она. "Импорт MDF падает примерно на 30%", - подтверждает представитель "Кроношпана".
Abarus market research прогнозирует по итогам этого года падение импорта MDF и HDF в Россию на 57% до 55 000 кубометров, в прошлом году он сократился на 30%. Несмотря на сокращение импорта, общие мощности российских производителей превышают спрос на MDF и HDF в стране, и компании ищут новые рынки сбыта за рубежом. В прошлом году компании отправили на экспорт 271 100 куб. м плит (+33,6% к 2014 году), по итогам 2016 года поставки за рубеж должны вырасти на 47,8%, прогнозируют в Abarus. Главные рынки сбыта российских древесноволокнистых плит - Узбекистан (более 30% экспорта), Казахстан (25%) и Белоруссия (15%), но есть и представители дальнего зарубежья: Турция, Румыния, Болгария, Финляндия. Основные экспортеры - "Кроностар" и "Кроношпан", но теперь их теснит Kastamonu, говорят в Abarus.
"Сейчас из-за снижения ёмкости российского рынка древесных плит, мы стали активнее работать по экспортным направлениям, - говорит генеральный директор завода Kastamonu в России Али Кылыч. По его словам, "в ближайшие годы компания увеличит долю экспорта в отгрузках из "Алабуги" с сегодняшних 30% до 40-45%". На прошлой неделе Kastamonu отгрузила первую партию продукции в Иран, сообщила пресс-служба компании. Это стало возможным благодаря сложившейся конъюнктуре на мировых рынках, а также удобной логистике при использовании водного транспорта через Каму, Волгу и Каспийское море до грузовых портовых терминалов Ирана, говорится в сообщении.
Kazanfirst