Россия заняла 99 место в рейтинге по логистике Всемирного банка по итогам 2016 года, что на 9 пунктов ниже прошлогоднего уровня.
В тройку лидеров внесены такие страны как Германия, Люксембург и Швеция. Сводный индекс эффективности логистики (LPI) Всемирный банк рассчитывает по шести составляющим. Среди них важнейшими являются эффективность таможенного оформления, качество торговой и транспортной инфраструктуры, степени обновления учебных программ с уклоном на практико-ориентированное обучение, а также внедрение IT-технологий в логистике.
В группе стран "СНГ, Балтия и Польша" лидирует Литва (29-я строка),а наибольших успехов в ЕАЭС добился Казахстан, в общем зачете переместившийся с 88-й позиции на 77-ю, опередив РФ. При этом Беларусь заняла 120 место после Узбекистана.
В целом динамика развития логистики в ЕАЭС, по мнению Всемирного банка, остается отрицательной. Причем, Россия ухудшила свое положение по всем субиндексам, наиболее существенное проседание зафиксировано в отношении качества торговой и транспортной инфраструктуры, отслеживания прохождения грузов, простоты организации международных перевозок.
К рейтингу у экспертов есть вопросы. Вместе с тем, приходится признать, что ряд оценок Всемирного банка - достаточно справедливые, полагает Павел Иванкин, генеральный директор АНО "Институт исследования проблем железнодорожного транспорта". В частности, в последнее время объемы вложений в логистическую инфраструктуру РФ снизились. И это отрицательно сказывается на уровне предоставления сервисов в целом.
Отстаем мы и по внедрению IT-технологий в логистике. На Западе, например, уже нормой стало как отслеживание грузов онлайн (online tracking) с предоставлением web-кабинета, позволяющего оперативно получать необходимую информацию о статусе и его местонахождении. В РФ информационные сервисы развиты в сегменте контейнерных перевозок. Но когда речь идет о повагонных отправках, например, то здесь позиции российских операторов выглядят заметно слабее. Что касается web-кабинета, то в этом направлении на российских железных дорогах делают еще только первые шаги.
Темпы развития программ по логистике в российских вузах также явно недостаточные. К тому же, большинство из них ориентируется на западные технологии. Мы все время вынуждены догонять. И сильно в итоге проигрываем. Российские вузы не имеют финансовых возможностей создавать свои прикладные центры обучения и изучения логистики. А коммерческие компании не стремятся к трансферу передовых технологий. Вот и образуется определенный дефицит знаний.
Можно, конечно, говорить о некоторой субъективности рейтинга. Однако эксперты Всемирного банка и не скрывают сложности и неоднозначности предмета оценки (логистической отрасли). LPI всего лишь дополняет, а не заменяет другие исследования. Тем не менее, его имеет смысл принять к сведению, заключил эксперт.
РЖД-Партнер