Она покупает "Нитрохимпром", владеющий 17 тыс. инновационных вагонов. Сама группа не декларирует планов по дальнейшей экспансии на железных дорогах, но отраслевые эксперты ожидают приобретения других структур, так или иначе связанных с производящей инновационный парк Объединенной вагонной компанией Александра Несиса.
ФАС одобрила ходатайство АО "Первая тяжеловесная компания" о приобретении 100% в ООО "Нитрохимпром". Последний с октября 2015 года принадлежит Lacerta Investments Ltd (Британские Виргинские острова); ФАС в начале сентября возбудила против Lacerta дело об административном правонарушении за несогласование этой сделки с ведомством.
Выручка "Нитрохимпрома" в 2015 году по РСБУ - 3,32 млрд руб., чистая прибыль - 213,5 млн руб. На сайте компании говорится, что она занимается операционным лизингом, располагая 7 тыс. инновационных полувагонов и минераловозов. Средства для покупки вагонов преимущественно кредитные; в 2015 году, согласно балансу, компания заняла 35,7 млрд руб.
Как сообщается в отчете Объединенной вагонной компании (ОВК, принадлежит Александру Несису) за 2015 год, на "Нитрохимпром" приходится более 90% внешних продаж группы. Однако, рассказывает источник, знакомый с ситуацией, парк "Нитрохимпрома" гораздо объемнее - это порядка 17 тыс. вагонов нового поколения. Среди клиентов - "Восток1520", СУЭК, En+, "Евросиб", Rail Pro и другие. Источники нарынке связывают "Нитрохимпром" с ФК "Открытие", ранее компанией владел Виктор Коротких, гендиректор "Номос-капитала".
Покупатель "Нитрохимпрома", Первая тяжеловесная компания, созданная в июле этого года, согласно kartoteka.ru, принадлежит ООО "Проминвествагон", которое, в свою очередь, на 99,9% принадлежит группе "Промышленные инвесторы" и на 0,1% - ее основателю Сергею Генералову. В "Промышленных инвесторах" от комментариев по сделке отказались, обещая вскоре публичное объявление.
У Сергея Генералова большой опыт в транспортном бизнесе, но предприниматель покинул его в 2012 году, продав группе "Сумме" 56% в FESCO за $900 млн. Однако в конце августа "Промышленные инвесторы" вновь заявили о себе, официально объявив, что рассматривают возможности инвестирования на рынке грузоперевозок инновационными вагонами и ведут переговоры с рядом их собственников и операторов.
Приобретение инновационных вагонов выгодно, пока имеется господдержка, как тарифная через ОАО РЖД (льготы на порожний пробег), так и через госсубсидии, говорит замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. Риски инвестора зависят от того, насколько долгосрочной она окажется. Если инновационные вагоны будут конкурировать с обычными без господдержки, то, возможно, стоимость жизненного цикла у них окажется выше, замечает эксперт: инновационные вагоны пока не проходили капитальный ремонт, его стоимость неизвестна, и через восемь лет, когда подойдут сроки, инвестор может оказаться лицом к лицу с очень дорогим капремонтом. Однако если поддержка будет долгосрочной, то это правильный расчет.
Коммерсантъ