Авиационный форум Neutral Air Partner состоялся в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов, в центре наиболее динамично развивающегося ближневосточного региона.
Несмотря на то, что форум NAP собирался впервые, посещаемости могли позавидовать наиболее именитые и известные мировые логистические конференции и саммиты. Более 100 топ-менеджеров, связанных с авиагрузовой логистикой, встречались в течение 4 рабочих дней в ОАЭ, провели более 1000 двусторонних встреч и переговоров.
Основную идею форума озвучил организатор и основательNeutral Air Partner Кристос Спироу - это создание нейтральной платформы для взаимодействия участников авиагрузового рынка из различных стран и отраслей, связанных с авиагрузовой логистикой. В функции платформы входит не только доступ к совместным конференциям, переговорам и контактам членов ассоциации, но и современная IT система, включающую единую базу данных авиакомпаний, ассоциаций и логистических компаний связанных с воздушными грузоперевозками.
По слова Кристоса Спироу, система представляет собой готовый онлайн продукт по взаимодействию: в нем есть CRM-блок, подробный профайл каждого участника, возможность сортировки по специализации, геотаргентинг, выбор партнера в нужной стране мира по его сильным сторонам, таким как: объемы грузов по направлениям и перевозчикам, грузооборот компании, тарифы, сроки доставки.
Система включает в себя не только логистические компании, таможенных брокеров и экспедиторов, но и вендоров: аэропорты, авиакомпании, морских агентов, с которыми также может быть налажена прямая связь онлайн через технологию NAP.
В частности, уже на текущем этапе в систему включены и взаимодействуют такие авиакомпании как Etihad, Air Bridge Cargo, Astral Aviation, принявшие участие в форуме.
Руководитель Российского Международного Логистического Альянса ACEX Мирослав Золотарев был приглашен в качестве спикера со стороны Авиагрузовой Транслогистической Платформы стран ЕАЭС, реализованной как совместный проект с комитетом по логистике Торгово-Промышленной Палаты РФ. Он сделал презентацию о специфике российской и евроазиатской авиагрузовой логистики, а также провел переговоры с вице-президентом авиакомпании Air Bridge Cargo Джорджем Бивером, с представителем мировой консолидированной системы расписания авиарейсов OAG, Полом Ричи, руководителями логистических компаний из Индии, Германии, Нидерландов, Южной Кореи, Перу, Китая, Румынии, Великобритании, США, заинтересованными в работе с Россией и СНГ.
Присутствующим участникам были представлены доклады представителей крупнейших мировых авиакомпаний и поставщиков технологий, связанных с международной авиагрузовой логистикой.
Вице-президент российской авиакомпании Air Bridge Cargo Джордж Бивер предложил участникам подробный отчет о стратегическом развитии мировой авиагрузовой отрасли и внешнеторгового оборота на ближайшие годы. По исследованию, проведенному ABC, после глобального падения последних лет связанного с экономическим кризисом, в 2017-2018 годах ожидается вновь рост мирового ВВП на 3,1-3,3% в годовом исчислении, в том числе прогнозы на рост объемов авиагрузовых перевозок составляет 2%-2,5% в год и более.
Выживут наиболее "подготовленные", отметил выступающий: текущее состояние отрасли характеризуется неуклонным снижением числа операторов грузовых воздушных судов, а также замедлением темпов прироста грузовых емкостей - таким образом, разница между спросом и предложением на рынке грузовых авиаперевозок будет выравниваться, что приведет к росту маржинальности авиакомпаний, за которым последует подъем отрасли в целом.
Руководитель российского международного альянса ACEX, Мирослав Золотарев, согласен, что ситуация стабилизируется по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наблюдается рост грузооборота в тонно-километрах и объёмах авиаперевозок. Это доказывает, что спрос на авиаперевозки менее эластичный, чем на морские, где спад на 30-40% при наблюдающемся спаде экономики. То есть грузы, которые "тяготеют" к авиа, остаются с авиа, сохранение их объёма и даже рост говорит о том, что сегмент товаров перевозимых авиатранспортом не снижается при общем снижении экономических показателей.
По прежнему достаточно высока конкуренция, мировая экономика выходит из кризиса медленно, и поэтому значительного увеличения товарооборота между рынками не наблюдается. Объём грузов, перевозимых внутри России, согласно данным ФАВТ стабилен, по сравнению с прошлым годом, прирост 5%, в то же время, имеет место значительное увеличение объема перевозок между Россией и странами СНГ, 34%, что связано в основном с политикой импортозамещения в РФ и переориентацией на рынки ближнего зарубежья.
В целом же, общая ситуация позитивна и в целом по гражданской авиации согласно данным ФАВТ у российских авиакомпаний наблюдается общий 14% рост.
Председатель правления авиакомпании Astral Aviation, лидера авиагрузового рынка Африканского континента и национального перевозчика Кении, Санджив Гатхия, рассказал о том, что хотя авиагрузовые перевозки по западноафриканскому направлению в настоящий момент упали на 20%, в тоже время сектор внутренних перевозок восточной и южной Африки показывает 15% рост. Спикер сообщил присутствующим о текущих возможностях авиакомпании - более 20 направлений перевозок по всему миру, в том числе соглашения с 6 африканскими авиакомпаниями и 16 авиакомпаниями из Европы, Среднего Востока и Азии. По словам спикера доля иностранных перевозчиков на международных маршрутах из/в Африку составляет 80%, в то время как на внутренних маршрутах 40%, что показывает тенденции и потенциал для роста дальнейшей кооперации.
Роберто Касабьянка, коммерческий директор авиакомпании Etihad Cargo, сообщил, что текущая тенденция низких мировых цен на нефть благоприятно скажется на положении авиакомпаний. Он отметил нестабильность авиагрузового рынка в последние годы, сокращение спроса на грузовые авиаперевозки и снижение маржинальности авиакомпаний. По оценкам Etihad излишки грузовых емкостей на ряде направлений привели к выводу из эксплуатации более 90 крупнотоннажных грузовых воздушных судов. Тенденции 2000-2015 годов не были благоприятными: доля авиаперевозок в общем грузовом торговом обороте сократилась с 2,4% до 1 %, более 5 млн тонн грузов перешли с авиа на море. Наиболее подвержены данному фактору были текстиль и продукты питания.
Дальнейшая динамика мирового грузооборота в тонно-километрах, по приведенной спикером статистике, находится в прямой зависимости от динамики темпов роста ВВП и мировой торговли.
Эксперты ожидают к 2030 году удвоение мирового ВВП за счет развивающихся рынков, и соответственно рост грузооборота в авиационной отрасли.
Также Роберто Касабьянка отметил, что на рынке растет доля и вес ближневосточных (Ethihad, Emitares, Qatar Airways) и китайских авиакомпаний (AirChina, Cathay Pacific), которые теснят европейских перевозчиков за счет расширения воздушного флота и внедрения инновационных технологий. Инновации, по мнению представителя Ethihad Cargo, - это драйвер в цепях поставок, партнерство - это возможность разделить риски в период нестабильности. Главным трендом современной логистики руководитель коммерческой службы Etihad Cargo назвал развитие IT-технологий, которые объединят в себе базу авиаперевозчиков на основе доверия, открытости и взаимоответственности.
Многие участники форума, международные логистические операторы, являются пользователями современных IT-систем консолидации информации и баз данных, представители которых также приняли участие в обсуждении иноваций на авиационном форуме в Абу-Даби.
Ян Маркилл, представитель компании Descartes, мирового лидера IT-решений в логистике, представил комплексную систему электронного документооборота для авиагрузовой отрасли, включающую отслеживание авиационных грузов, расписание авиарейсов, составление и отправку электронных авианакладных и множество других опций.
Пол Ричи, представитель компании OAG, мирового лидера по консолидации информации о статусе и расписаниях авиарейсов более 900 авиакомпаний мира от крупных до мелких региональных, представил систему базы данных и решения в цепях авиа поставок. По данным OAG количество регулярных пассажирских авиакомпаний, перевозящих грузы, выросло десятикратно за последние 30 лет, достигнув 1303 перевозчиков, в то время как количество грузовых авиакомпаний, выполняющих рейсы по расписанию, сократилось и составляет на настоящее время 46 перевозчиков. Данные показатели еще раз подтверждают наличие новой реальности на рынке грузовых авиаперевозок и новых тенденций.
Одной из основных тенденций в пассажирских авиаперевозках стало с начала 2000-х формирование альянсов авиакомпаний, таких как SkyTeam, StarAlliance, что позволило увеличить процент загруженности кресел за счет кооперации. Авиагрузовой рынок пошел по стопам пассажирского также путем формирования ассоциаций, расширения количества интерлайн-соглашений, что помогло стабилизировать коэффициент коммерческой загрузки воздушных судов.
В текущей ситуации стремительного развития информационных технологий и цифровой формы обмена данными в логистике, стала необходима кооперация авиаперевозчиков не только друг с другом, но и с экспедиторскими компаниями, агентами по продажам, агентами по наземной обработке грузов в целях формирования единых стандартов сервиса по обслуживанию торговых грузопотоков.
Интерес к мероприятию в Абу-Даби и состав его участников говорит о том, что взаимодействие равных партнеров есть путь к развитию нового авиагрузового рынка, основанного на профессиональных логистических услугах и современных технологиях.