← ЭДО, ИТ в логистике

Эксперт рассказал, чем грозят внедрения ЭРА-ГЛОНАСС, ЕГСНИ и "черных ящиков

В СМИ и сети Интернет всё больше обсуждений возникает вокруг новой инициативы заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова озвученной на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина, и поддержанная им. Свои идеи по организации "Единой государственной среде передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями" (ЕГСНИ) (ссылка) было поручено представить Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономразвития, Минкомсвязи и госкомпании АО "ГЛОНАСС".
Предполагается, что ЕГСНИ может быть использована, в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности, при этом функционировать система будет на основе сети "ЭРА-ГЛОНАСС", которой должны быть к 2020 году оснащены все без исключения новые модели автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза. Всего на создание ЭРА-ГЛОНАСС в 2011-2013 годах государство выделило 3,9 млрд рублей, в 2015 году было выделено 311 млн. рублей, в 2016 году было выделено еще 766 миллионов рублей и финансирование не прекращается. Как сообщает издание "Ъ", расходы государства на систему экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС снова могут увеличиться. До конца 2018 года управляющее системой АО "ГЛОНАСС" планирует потратить на нее 4,7 млрд руб., хотя ранее должно было вывести ее на окупаемость уже к 1 января 2018 года и по итогам года заработать 5 млрд руб.
Также в профессиональных сообществах транспортников активно обсуждается инициатива того, же Минтранса о создании и внедрении единого телематического терминала, совмещающего функционал трёх устройств - ГЛОНАСС/GPS трекера, тахографа и системы ПЛАТОН. Их объединение планируется организовать на базе всё той же "ЭРА ГЛОНАСС" - Государственной системы экстренного реагирования при авариях.
Есть ли связь между двумя этими новостями и кому выгодно создание подобного комплекса?  Для каких целей планируется объединение различных устройств в едином корпусе?
Комментирует данные события эксперт рынка спутникового ГЛОНАСС / GPS мониторинга и управления автопарками из фирмы "АЙТОБ" - Коломенский Александр:
- Идея объединить несколько терминалов в единый корпус не нова. Это достаточно логично, так как сейчас в некоторых грузовиках уже установлены три обязательных прибора - ГЛОНАСС/GPS трекер, тахограф, терминал "Платон" и на первый взгляд они частично дублируют друг друга. Но это не совсем так!
Попытки совместить, например, тахограф и ГЛОНАСС/GPS трекер уже несколько лет предпринимаются разными производителями оборудования, но пока, ни одной модели, одинаково хорошо справляющейся с двумя поставленными задачами, а именно, контролировать режим работы труда и одновременно передавать телематические данные на сервер нет.
С технической точки зрения сделать терминал, объединяющий три и более функций в одном корпусе возможно, но это требует финансирования, тестирования и постоянных доработок, отдельной сертификации и поверок, на что уходит много времени. Значит это должно быть выгодно, верно?
Давайте теперь рассмотрим вариант, что закон по ЕГСНИ (о котором, мы уже говорили с вами) приняли и к единой системе слежения в обязательном порядке должны быть подключены все автовладельцы. Значит нужно создать единый телематический терминал, работающий по единому протоколу и отправляющий данные на определенные сервера. Такой терминал уже в течении нескольких лет разрабатывается для системы экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС" и им по закону должны быть оснащены уже на конвейере все новые модели автомобилей, получающие одобрение типа на территории Таможенного союза (по факту все новые автомобили). На данный проект уже потрачены миллиарды бюджетных денег и их надо как-то возвращать, но "ЭРА-ГЛОНАСС" и возможность спасения жизни, это бесплатная услуга для нас с вами, мы оплачиваем только стоимость терминала, включенного в новый автомобиль производителем. Для государства же, это далеко не бесплатная услуга, как и содержание спутниковой группировки ГЛОНАСС и поэтому её решено комерциализировать, чтобы вернуть вложенные из бюджета средства.
Теперь представим, что терминалу ЭРА-ГЛОНАСС добавили функционал тахографа, системы "Платон", и включили на нём функцию ГЛОНАСС/GPS трекера, которая в нём заложена, и подключили этот комбайн к системе ЕГСНИ. Система безопасности и спасения жизни становится системой слежения и контроля всех автолюбителей, а не только владельцев коммерческого транспорта. Именно с целью сбора данных о нарушениях ПДД, возможности блокирования двигателя удалённо, сбору оплаты за проезд по дорогам и другой презумпции виновности и выгоден этот универсальный ГЛОНАСС/GPS прибор.  
Обратите внимание, что три не обязательные для большинства категорий транспорта функции подключаются к ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ для всех системе безопасности. Значит они также становиться обязательными для всех. Как это сделать юридически, я не очень представляю, даже если технически все сложности такого внедрения будут успешно решены.
При создании "ЭРА ГЛОНАСС" изначально закладывались возможности подключения дополнительных сервисов, но, позвольте, тут я процитирую сайт разработчика системы: ":по желанию владельцев автомобилей !!! Владельцы могут использовать систему для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой транспортных средств и т.д."
Видимо, свои желания владельцы новых автомобилей пока так и не озвучили, но их озвучили в ГИБДД и других надзирающих органах.
В данный момент уже рассматривается возможность использования системы безопасности для удалённой блокировки зажигания на автомобилях злостных нарушителей, а также сбор телеметрической информации о всех нарушениях ПДД и передача их в соответствующие структуры.
Таким образом водители будут самостоятельно собирать свой "портрет" для различных служб в этом заинтересованных. Они в свою очередь будут рассылать штрафы, высылать судебные иски от приставов или сразу наряды полиции, постоянно зная, где вы находитесь, на чем и куда передвигаетесь, и всё это, не выходя из кабинета.
Согласитесь, ведь так удобно было бы различным государственным органам следить за всем, что делает водитель, как сейчас знают о передвижении условно осужденных, носящих ГЛОНАСС браслет в ФСИН. Государственным органам видимо важно знать куда, и кто сейчас едет, сколько он отдыхает, сколько и чего везет, где и как нарушает ПДД и конечно штрафовать водителя, владельца автомобиля или руководителя транспортного предприятия одним письмом "счастья" за все нарушения сразу. Это позволит к тому же одновременно вести единую базу по всем нарушениям и неоплаченным штрафам и при необходимости конфисковать транспорт злостного должника или принудить его к обязательным работам.
Безусловно это удобно для государственных структур! Возможно, от этого будет польза и нам, как законопослушным гражданам, например, в виде небольших бонусов от страховых компаний и дополнительного шанса, что скорая вызванная через систему "ЭРА-ГЛОНАСС" приедет вовремя. Возможно, это поможет переломить критическую ситуацию, возникшую сегодня с лихачами и другими хамами на дорогах, и безопасностью в целом. Но смогут ли разработчики создать систему, штрафующую за истинные нарушения и пройденные километры, а не за мнимые, как это сейчас происходит с камерами и терминалами "Платон".
Выдержат ли, в сложившихся условиях экономического спада, транспортные компании и владельцы личного автотранспорта очередную финансовую нагрузку, возникающую при обязательном внедрении и обслуживании такой системы?
Все ли штрафы нам будут приходить корректно?
Можно ли будет отказаться от добровольно-обязательной новой услуги или она будет принята на законодательном уровне как "Платон"?
Пока ответов на эти вопросы получить не у кого! Мы будем и дальше держать вас в курсе разработки данной системы и планах по её внедрению.
Обсудить данную новость и задать вопросы эксперту можно на сайте фирмы "АЙТОБ".
Узнайте больше о возможностях систем спутникового мониторинга, планирования маршрутов и управления автопарком от фирмы "АЙТОБ" или закажите бесплатную демонстрацию программы.
тел.: +7 (495) 545-5458
e-mail: info@itob.ru