← ЭДО, ИТ в логистике

Грузоперевозки не спешат уходить в цифровизацию

фото © lana1501 / Фотобанк Лори

70% рос­сий­ских ком­па­ний-гру­зопе­ревоз­чи­ков ве­дут учет дея­тель­нос­ти в Excel-таб­ли­цах или на бу­маж­ных но­сите­лях. 57% не го­товы де­лить­ся ин­фор­ма­цией с го­сударс­твом и пе­рехо­дить на ГИС ЭПД. Од­на­ко к кон­цу 2024 г. пе­реход на неё может стать обязательным.

Ассоциация "Национальные системы управления" в январе провела исследование по оценке цифровизации промышленного комплекса России и опросила 120 компаний-грузоперевозчиков на предмет применения ими цифровых систем. При этом в число респондентов ассоциация не взяла лидеров рынка. Как показали результаты, компании либо составляют excel-таблицы, либо одновременно пользуются множеством цифровых программных решений (в большинстве случаев не своих).

Около 70% опрошенных компаний-грузоперевозчиков ведут учет деятельности в excel-таблицах, а взаимосвязь с грузоотправителями осуществляют с помощью электронной почты и мессенджеров. При этом вся их база находится в открытом доступе и может быть использована сотрудниками компании в личных интересах.

Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский считает подобные способы коммуникации приемлемыми: "Я не вижу в этом ничего плохого. Мессенджер и электронная почта - это цифровые каналы коммуникации. Никто из опрошенных не сказал, что общается с заказчиком с помощью почтовых голубей, а счета отправляет с нарочным на тройке лошадей. Excel или другая программа для ведения таблиц в электронной форме, такая как доступная по модели Open Source LibreOffice Calc, позволяет накапливать данные в большом объеме, анализировать и визуализировать их. А с учетом того, что за использование LibreOffice Calc платить не нужно - это, пожалуй, наиболее эффективный инструмент по показателю "цена/производительность".

Из числа опрошенных на приобретенном программном обеспечении (ПО) работают 25% компаний и 5% на разработанном самостоятельно. Как отмечают эксперты ассоциации "Национальные системы управления", весомая часть из этих программ не нова и не отвечает современным требованиям. Стоимость эксплуатации такого ПО низкая и позволяет сэкономить, но несет определенные риски в виде ограничения гибкости и масштабируемости системы, совместимости и интеграции с другими продуктами, уязвимости перед багами и проблем с безопасностью.

Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ) Кирилл Семион высоко оценил уровень цифровизации в отрасли: "Я бы оценил его как очень высокий. Особенно в части взаимодействия с клиентами, госорганами и между участниками. Цифровизация процессов, необходимых для осуществления грузоперевозок, находится на общем уровне и не выделяется ни в худшую, ни в лучшую сторону".

Также многие компании не спешат (или не могут из-за использования устаревшего ПО) переходить на государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая позволяет ускорить процесс оформления и обмена документами, сократить время и расходы на бумажную работу, упростить взаимодействие с контрагентами, контролирующими органами как для компании, так и для водителей.

43% опрошенных компаний ответили, что ничего не знают о планах об обязательном внедрении ГИС ЭПД для грузоперевозчиков. 57% респондентов и вовсе не готовы делиться информацией о перевозках с государством.

По их мнению, важная коммерческая информация может попасть к конкурентам, работа с системой потребует дополнительных затрат, возрастет нежелательное внимание со стороны контролирующих органов. Однако, Министерство транспорта РФ планировало к концу 2024 г. сделать обязательным требование о передаче информации в ГИС ЭПД.

Кирилл Семион рассказал, почему компании не торопятся переходить на ГИС ЭПД: "Не все понимают, что это даст, какие эффекты будут, ради чего нести дополнительные затраты. Кроме того, нормативная и методологическая база, необходимая для перехода в ГИС ЭПД, еще не полностью сформирована. Кроме того, компании хотят сохранить коммерческую тайну - это нормальное желание. Думаю, что при наличии гарантий сохранения конфиденциальности, подкрепленных соответствующими техническими решениями, скепсис пойдет на убыль".

Вадим Плесский поразмышлял, в чем кроется причина недоверия компаний ГИС ЭПД: "Доверие к различного рода информационным системам, разработанным и эксплуатируемым под эгидой государства, традиционно низкое. ГИС, созданная Минтрансом, сложна и недружелюбна - из описания на сайте вообще ничего не понятно даже специалисту из ИТ-области. Если бы Минтранс действительно хотел, чтобы их системой пользовались, то следовало бы опубликовать открытое API (в виде Swagger или Open API), чтобы любая компания могла оценить возможность и стоимость интеграции с ней. Работа через личный кабинет, описанная на сайте Минтранса, - это вчерашний день. Современные системы взаимодействуют друг с другом через API, в автоматическом режиме. И те же электронные таблицы можно связать с такой системой через API. Покупка специализированного ПО здесь не обязательна".

Па­вел Ко­ролев