← Таможня и ВЭД

Выпуск новых вагонов на экспорт значительно отстает от плана

В текущем году объемы экспортных поставок новых вагонов, произведенных российскими вагоностроителями, в разы меньше, чем запланировано в действующих и согласованных контрактах.
Текущая ситуация в области организации поставок новых вагонов на экспорт в зарубежные страны говорит о том, что эта сфера стала  одной из самых не оправдавших ожидания. Так, в действующих и согласованных контрактах на 2016 год запланирована поставка вагонов на экспорт в количестве 33 398 тыс. ед. По факту же на сегодняшний день за рубеж отправлено  4 150 ед. вагонов. Причинами такой ситуации стал ряд факторов. Среди них можно назвать существенное сокращение спроса внутри стран-покупателей, в первую очередь, это Казахстан, Азербайджан, Украина, Белоруссия, а также целенаправленные действия Украины по вытеснению российской продукции с рынков СНГ и зарубежных стран.  В  результате такой политики в январе-апреле 2016 года объемы совокупного украинского экспорта железнодорожного транспорта увеличились на 17% (до $80 млн), а совокупного российского экспорта, наоборот, снизились на 37% (до $121 млн). В то же время, как известно, в отношении российских предприятий были применены санкционные меры, в частности, в адрес Уралвагонзавода.  Негативно отразилась на объемах экспорта и высокая волатильность рубля.
Для ухода от негативных тенденций было бы целесообразным сформировать целый комплекс мер по стимулированию экспорта продукции российских вагоностроительных предприятий. Их можно разбить на несколько основных групп. Прежде всего необходимо устранение барьеров для экспорта, включая улучшение условий по доступу товаров и услуг на внешние рынки, упрощение таможенных процедур, устранение административных барьеров и применение компенсации транспортных затрат на доставку товаров. Кроме того, необходимо осуществить программное финансирование предоставления зарубежным клиентам опытных образцов продукции для повышения узнаваемости российских брендов, а так же субсидирование маркетинговых исследований зарубежных рынков, финансирование инфраструктурных проектов, связанных с расширением экспорта и страхование курсовой разницы. Востребованы и меры промоутерско-организационного характера, такие как оказание организационно-правовой поддержки экспортерам отечественной продукции, реализация паспортов проектов российских компаний и регионов, бизнес-миссии и межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и иностранными государствами и ряд других.
РЖД-Партнер