"Роснефть" определится с дальнейшей судьбой своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) после ответа правительства на просьбу главы компании Игоря Сечина о предоставлении им преференций. Об этом в ходе телефонной конференции 27 февраля сообщил первый вице-президент компании Павел Федоров
"У нас нет планов по продаже своих предприятий. Мы находимся в активном диалоге с властью по обеспечению рентабельности наших инвестиций в модернизацию заводов, в том числе по географическому принципу. Мы будем работать над повышением их финансовой эффективности. Окончательное финансовое решение будет зависеть от реализации текущих налоговых инициатив, по итогам этого мы сможем скорректировать свои решения", - сказал он, отвечая на вопрос аналитика.
О том, что "Роснефть" изучает возможность продажи Сызранского, Куйбышевского, Саратовского, Новокуйбышевского НПЗ как один из вариантов развития бизнеса, сообщало агентство Reuters 10 февраля со ссылкой на источник в финансовых кругах, знакомый с планами компании. "Роснефть" также обсуждает судьбу Ангарского НПЗ, сказал агентству источник, близкий к компании.
Маржа российских НПЗ снизилась в 2016 году из-за налогового маневра и низких цен на нефть, при этом больше всего пострадали НПЗ с низкой глубиной переработки. С 2015 года правительство стимулирует нефтяников модернизировать НПЗ и увеличивать выход качественного топлива: экспортные пошлины на бензин и дизель снижаются, а пошлины на мазут и другие темные нефтепродуктырастут. С 2017 года в России выросла до 100% экспортная пошлина на мазут, и доходы заводов с низкой глубиной переработки упадут еще больше.
Мощность четырех заводов "Роснефти" - 29 млн т, но глубина переработки небольшая: на саратовском заводе этот показатель составляет 73%, на НПЗ самарской группы - 68%. В результате в 2016 году "Роснефти" пришлось сократить инвестиции в нефтепереработку почти вдвое - до 60 млрд руб.
В феврале 2017 года, как стало известно РБК, Сечин попросил правительство поддержать российскую нефтепереработку, а в частности НПЗ "Роснефти": девять заводов компании в семи регионах России, которые поставляют на внутренний рынок не меньше 0,5 млн т бензина и дизеля класса "Евро-5" в год.
Субсидировать заводы "Роснефти" глава компании предлагает за счет введения акциза на нефть, которая поставляется на российские НПЗ. При этом заводы "Роснефти" и ННК должны получать налоговые вычеты. Какой акциз нужно ввести и какие вычеты смогут получать заводы, в письме не говорится. Компания предполагает, что сумма налогового вычета для нескольких исключительных НПЗ будет выше, чем сумма акцизов на нефть, которую придется заплатить отрасли. Чтобы компенсировать выпадающие доходы дорожных фондов, "Роснефть" предлагает дополнительно повысить акцизы на бензин и дизельное топливо для всех НПЗ.
РБК