Экспертами Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" проведена экспертиза проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности", разработанного Минтрансом России.
Законопроект опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. ID проекта - 02/04/04-16/00047960.Экспертиза проводилась с учетом требований постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 18.07.2015) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"), а также ГОСТ Р ИСО 704-2010 "Терминологическая работа. Принципы и методы".
Согласно заключению экспертов Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум", заявленные в паспорте проекта задачи не решены, а с учетом качества нормативного материала, содержащегося в действующей редакции Закона, не могут быть решены в принципе.
Общий анализ текста Закона и обстоятельств его принятия, включая характер вносившихся в Закон изменений, показывает, что документ разрабатывался в отсутствие теоретического обоснования категории "навигационная деятельность", без определения ее сущности, места в системе видов деятельности. Закон, как и вся система нормативных актов о навигационной деятельности имеет ненадлежащий терминологический аппарат (терминосистема как таковая отсутствует в принципе, имеется лишь конгломерат недостаточно логически увязанных между собой терминоединиц). Наиболее вопиющим недостатком последнего является отсутствие не только легального определения понятия "навигация", но также и общенаучного.
Закон не взаимоувязан с другими отраслями законодательства - о государственном и муниципальном управлении, гражданским, законодательством о техническом регулировании и об информации и информационных технологиях и рядом других.
Закон не выполняет фактически роли системообразующего (основного) нормативного акта для всего сегмента российского законодательства в сфере навигации.
В этой связи предлагаемые законопроектом частичные изменения Закона не только не улучшают его качество, но и усугубляются имеющие недостатки. Притом, что попытки внесения изменений в закон носят несогласованный характер. Так, в настоящее время на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов размещены сведения еще о трех проектах федеральных законов о внесении изменений в Закон, разработанных также Минтрансом России. Причем текст одного из них на сайте отсутствует, а предлагаемые другим проектом изменения не согласуются с содержанием настоящего законопроекта.
В итоге надлежит сделать вывод, что рассматриваемый законопроект в нынешнем его виде целесообразно снять с обсуждения и не направлять в Правительство РФ с целью внесения в Федеральное собрание на рассмотрение.
Решение обозначенных проблем видится в разработке и принятии новой версии Закона с отменой ныне действующего. Более радикальное решение проблемы лежит в плоскости кодификации навигационного законодательства с принятием Навигационного кодекса РФ с одновременной отменой отельных частных законов, касающихся навигационной деятельности (ФЗ "О навигационной деятельности", "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.).
Ассоциация "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" (некоммерческая организация Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум"), учреждена в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также действующим российским законодательством. Ассоциация создана с целью содействия коммерческому использованию технологий глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в интересах различных отраслей российской экономики.
Вестник ГЛОНАСС