По его словам, объемы железнодорожных грузоперевозок начали снижаться в 2012 году из-за стагнации промышленности. Темпы падения ускорились в 2014-2015 гг. В 2016 году железнодорожные грузоперевозки сократились на 1,7% по сравнению с 2015 годом, а по сравнению с 2011 годом - на 27%, до 344 млн тонн.
Больше всего за пять лет сократились перевозки удобрений (на 47%), угля (на 45%), нефти и нефтепродуктов (на 42%), кокса (на 33%), черных металлов (на 32%). Рост за пятилетний период показали только зерновые грузы (на 93%).
По итогам 2016 года в структуре грузоперевозок 26% занимают различные грузы (песок, щебень и т.д.), 25% - рудное сырье, 20% - уголь, 9% - зерно и продукты помола и т.д.
С.Поважнюк отметил, что за период 2011-2016 гг. общий и рабочий парки грузовых вагонов в Украине сократились соответственно на 15,1 тыс. ед. и 14,5 тыс. ед. за счет вагонов "Укрзализныци".
Между тем, согласно прогнозу ГП в 2017-2020 гг. железнодорожные грузоперевозки в Украине вырастут на 2,5% - до 390 млн тонн по возобновительному сценарию, или на 6,5% - до 455 млн тонн по инвестиционному.
"По восстановительному сценарию объемы отгрузок железнодорожным транспортом к 2020 году возрастут на 11% - до 328 млн тонн, по инвестиционному сценарию - на 30%, до 382 млн тонн", - говорится в тексте доклада С.Поважнюка.
Для обеспечения прогнозных объемов перевозки грузов потребность в вагонном парке до 2020 года по восстановительному сценарию составит 106,4 тыс. ед., по инвестиционному сценарию - 124,3 тыс. ед. В то же время прогнозируемое выбытие (завершение срока эксплуатации) наличного вагонного парка к 2020 году составит 107,7 тыс. ед.
Потребность в новых грузовых вагонах по восстановительному сценарию составит к 2020 году 53,7 тыс. ед., по инвестиционному - 69,2 тыс. ед. Наибольшим спрос будет на полувагоны и зерновозы.
С.Поважнюк также напомнил, что Украина владеет значительными вагоностроительными мощностями, которые после потери российского рынка не загружены.
Интерфакс - Украина