← Логистика, грузы

Перевозки леса по РЖД подросли

Дмитрий Микелев, генеральный менеджер по железнодорожному транспорту холдинга AsstrA-Associated Traffic AG:
- По итогам за 4 месяца 2017 года отмечено некоторое оживление железнодорожных перевозок леса: его погружено на сети РЖД на 4,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем хотелось бы заметить, что рост перевозок лесных грузов за 2017 год отмечен только по первым двум месяцам: 10,2% (3,2 млн т) в январе и 3,9% в феврале (3,5 млн т).
Однако в марте 2017 года на сети РЖД погрузили 4,1 млн т лесных грузов. Этот показатель соответствует аналогичному периоду прошлого года. Впервые за довольно длительный период устойчивого роста этот сегмент показал торможение. Причина заключается в том, что ставки по среднесрочным договорам на предоставление платформ-лесовозов с начала года выросли на 20% и составляют от 1200 до 1250 руб./сутки, а на условиях спот - до 1450 руб./сутки.
Та же ситуация с универсальными полувагонами. Большое их количество порезали на металлолом, так как срок их службы истек. Все это привело к дефициту, из-за которого крупные операторы видят потенциал в заработке на оперировании, то есть предоставлении вагонов на технический рейс. Они сворачивают договоры по аренде вагонов и предлагают контракты на комплексные услуги: предоставление вагона и оплата тарифа. Фиксация цен не рассматривается даже на "длинные" договоры.
Такая тенденция началась еще с конца 2016 года, когда операторы начали предлагать грузовладельцам повысить тарифы. Рост ставок на железнодорожных перевозках леса связан только с вагонной составляющей. Со стороны РЖД не было повышения цен на пользование инфраструктурой с января 2017 года.
Рост стоимости на балансы устойчив. На внутреннем рынке цена кубометра составляет более 1000 руб., а экспортные цены - более 1600 руб. за кубометр. При этом, по сравнению с I кварталом 2016 года из Сибири объем экспорта лесоматериалов в страны дальнего зарубежья увеличился на 21,6% (Китай, Япония, Германия, Египет, Афганистан), в страны СНГ - на 17,8%.
На Дальневосточную железную дорогу отгружено 1,28 млн т лесной продукции, что на 12% превышает прошлогодний показатель. Это объясняется благоприятной конъюнктурой внешнего рынка и стабильными производственными планами лесопромышленников. Так в Хабаровском крае успешно работает Дальневосточный центр глубокой переработки древесины. К действующим мощностям может прибавиться крупный целлюлозно-бумажный комбинат. В марте китайские инвесторы смотрели площадку в Амурске.
В перевозках леса всегда наблюдается сезонность. Их пик обычно приходится на весну (март-апрель). По предварительным данным, с мая объемы отправок лесных грузов уже идут на спад.
РЖД-Партнер