Марат Зайнетдинов, генеральный директор логистической компании NAWINIA RUS:
- В вопросах создания интеллектуальных телематических систем (ИТС) для применения в транспортной отрасли хотелось бы видеть комплексный подход. На мой взгляд, в рамках рабочей группы, созданной под эгидой правительства, должно быть сформировано единое техническое задание на разработку и внедрение системы с учетом задач государства, транспортной отрасли, страховых компаний, производителей техники, глобальных систем навигации, спасательных служб и других заинтересованных сторон.
К сожалению, на сегодняшний день каждый из разработчиков и пользователей ИТС идет своим уникальным путем. Например, для системы "Платон" были внедрены приборы учета пробега по федеральным трассам (транспондеры), а также софт и наземная инфраструктура. Производители техники еще с прошлого века оснащают автотранспорт приборами контроля режима труда и отдыха водителей (тахографами) и другими системами контроля технического состояния машин. Бизнес активно разрабатывает коммерческие программные продукты по маршрутизации и эффективному использованию транспорта для перевозок пассажиров и грузов, в частности, системы уберизации. Службы спасения сделали ставку на "ЭРА-Глонасс", применяя в своей деятельности отдельные, обязательные к установке приборы. Государство инвестирует средства в наземную инфраструктуру для обеспечения весового контроля, и т.д.
В идеале нужно разработать одно комплексное решение, которое бы обеспечило выполнение нескольких задач контроля и управления на транспорте. Например, к таким функциям относятся: управление транспортным средством без участия человека (роботизированные комплексы), контроль скоростного режима и технического состояния автомобиля, обеспечение режима труда и отдыха водителя, пока его не заменит автопилот, определение местоположения транспортного средства для задач МЧС, весовой контроль на основе данных осевых нагрузок, управление транспортными потоками в режиме реального времени (крайне актуально для мегаполисов и федеральных трасс в условиях погодных катаклизмов), выполнение фискальных и расчетных функций (сборы за пользование дорогами, налоги, коммерческие расчеты).
Интеллектуальная телематическая система, безусловно, должна быть открытой для многих пользователей, то есть все заинтересованные участники транспортного процесса должны иметь доступ к аналитике из ИТС, ведь мы входим в эру big data. Это позволит решать, в том числе, задачи по окупаемости научных исследований НИОКР и серьезных инвестиций в интеграцию IT-систем и транспортную инфраструктуру.
РЖД-Партнер