К новым условиям рынка приходиться привыкать не только мировым "тяжеловесам", но и мелким игрокам. Автозаправочные станции на юге страны ежемесячно недополучают сотни тонн топлива и сейчас на грани банкротства, - утверждают бизнесмены. С приходом зимы могут закрыться около пятисот АЗС. Предприниматели жалуются на искусственный дефицит горючего. Якобы "оптовики" и крупные сетевые заправки, свободно получая большие объемы бензина, ограничивают им поставки. И такая дискриминация продолжается уже много лет, говорят в Ассоциации независимых реализаторов ГСМ. Поэтому добиться прозрачности на рынке они намерены за счет электронных торгов нефтепродуктов, где можно видеть реальные запасы горючего. НО, даже с введением новой системы, вряд ли удастся сдержать цены на ходовые марки, говорят аналитики. Почему на наших АЗС стоимость бензина только растет? Этот вопрос заставил моего коллегу Бахрамбека Талибжанова изучить эту тему глубже.
Владельцы мелких и средних АЗС Южного Казахстана вновь заявляют об отсутствии добросовестной конкуренции на рынке ГСМ. Предприниматели жалуются, что узкий круг оптовых реализаторов и крупные сетевые заправки ведут против них нечестную игру. Последние якобы свободно получают от местного ресурсодержателя дешевое топливо, причем в больших объемах. Мелким и средним же заправкам поставки ограничивают до минимума, сетуют бизнесмены.
Алмасбек Уразалиев, владелец нефтебазы и АЗС: - Другие компании помимо крупных участников "Sinooil", "КМГ", там "Газпром", "Helios" есть еще другие посредники, мы предполагаем, что они связанные, как-то имеют связь с руководством "Petrosun". И вот эти компании они получают основную долю объема.
Арыстанбек Жумабек, владелец АЗС: - Я, как предприниматель в пределах 200-250 тонн не дополучаю ежемесячно. По каждому виду топлива.
Недополучаемый объем топлива от "Petrosun" предприниматели вынуждены покупать у "скрытых партнеров" того же ресурсодержателя. Цены, говорят бизнесмены, завышены до предела. Реализовывать потом горючее на розничном рынке приходится с минимальной наценкой в 2-3 тенге. И это приводит к убыткам, - говорят бизнесмены.
Алмасбек Уразалиев, владелец нефтебазы и АЗС: - Владельцам АЗС можно сказать очень мизерная маржа остается. Еле-еле многие концы с концами сводят. Потому, что здесь проблема одна, нет открытой конкуренции и равнодоступности к ресурсам.
Арыстанбек Жумабек, владелец АЗС: - Многолетняя идет дискриминация малого среднего бизнеса у нас по ЮКО. И мы получается, что на 1 января 2018 года - вот 480 АЗС по ЮКО они просто закроются.
Сегодня члены ассоциации независимых реализаторов ГСМ "Ынтымак", куда входят 125 субъектов МСБ, открыто обвиняют TOO "Petrosun", и ряд крупных компаний в коммерческом сговоре. По их словам, крупные игроки давно начали устанавливать на топливном рынке свои правила. Они якобы создают искусственный дефицит горючего в регионе, диктуют цены на топливо, вводят монополию, пытаясь вытеснить мелкие и средние АЗС. Заявление с указанием всех этих пунктов ассоциация направила в антимонопольное ведомство. Уже 4 месяца в отношении доминирующих предприятий ведется расследование.
В начале года владельцы мелких и средних АЗС обращали внимание Правительства на эту проблему. Просили взять распределение ГСМ в регионе под госконтроль. Глава Минэнерго Канат Бозумбаев услышал бизнесменов, но в решении вопроса предложил свой вариант. Министр посоветовал бизнесменам объединиться и создать собственного оператора, который бы приобретал топливо с нефтебазы.
Канат Бозумбаев, министр энергетики РК: - Если вы говорите об инициативе южно-казахстанских АЗС, если они объединятся, выберут нефтебазу, пожалуйста, с этой нефтебазы у давальцев нефти и владельцев нефти, и владельцев нефтепродуктов, крупных игроков на рынке, мы их обяжем, чтобы они туда поставляли.
Astana TV