В Выборге 29 июня 2017 года состоялась встреча уполномоченных по Сайменскому каналу - заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константина Стасюка в составе российской делегации под руководством статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации, уполномоченного РФ по Сайменскому каналу Сергея Аристова и уполномоченного Финляндской Республики по Сайменскому каналу Хари Пурсиайненома.
В ходе встречи состоялись переговоры по вопросам, связанным с реализацией договора об аренде российской части Сайменского канала: строительство нового морского пункта пропуска на Сайменском канале, проведение работ по проектированию новой автомобильной дороги взамен технологической дороги Сайменского канала, организации дорожного движения на технической дороге Сайменского канала.
Также в рамках встречи финляндская сторона представила информацию об отражении на судоходство через Сайменский канал новых положений закона о балластных водах, вступающего в силу в Финляндской Республике в связи с ее присоединением к Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года.
Судоходный канал соединяет озеро Сайма в Юго-Восточной части Финляндии и Выборгский залив в России. Открыт в 1856 году, реконструирован в 1963-1968 годах.Общая протяжённость канала с морским фарватером - 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России - 34 км.
Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финляндской стороной, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера - российской. Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в оба направления, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн тонн. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий. Движение осуществляется круглосуточно.
Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию. Первый договор аренды сроком на 50 лет был заключен 27 сентября 1962 года в Москве. По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз - построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения. Реконструкция началась в 1963 году. 5 августа 1968 года реконструированный канал был открыт президентом Финляндии Урхо Кекконеном со словами о дружбе между двумя соседними народами, которая "здесь, на Сайменском канале, отлита в бетоне и высечена в скалах".
Сайменский канал стал для Юго-Восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечила доступ на мировой рынок и способствовала экономическому росту этого региона. В общем за 50 лет после реконструкции было перевезено 59 млн тонн.
27 мая 2010 года главы правительств России Владимир Путин и Финляндии Матти Ванханен подписали новый договор аренды российской части Сайменского канала, который вступил в силу 17 февраля 2012 года. Срок аренды - до 2063 года.
PortNews